Одним из главных показателей завершившейся вчера осенней части чемпионата России по футболу остался показатель средней посещаемости его матчей. На стыке осени и зимы она упала по сравнению с цифрами на стартовом отрезке турнира, но все равно остается значительно — примерно на 3 тыс. зрителей — превышающей среднюю посещаемость предыдущего чемпионата, еще не испытывавшего «эффект мирового первенства». Более того, есть причины считать ноябрьско-декабрьское снижение «сезонным», ожидая традиционного взлета весной, во время решающих туров. Однако эксперты подчеркивают, что неплохая заполняемость стадионов вряд ли окажет существенное влияние на экономическое положение клубов, которые все равно должны делать акцент на других, более значимых источниках доходов.
По итогам осенней части чемпионата России по футболу средняя посещаемость его матчей составила 17,1 тыс. зрителей (без учета заключительного перед зимним перерывом матча между «Ахматом» и «Арсеналом», состоявшегося вчера вечером). Это одна из самых любопытных цифр, характеризующих данный отрезок турнира.
Удивительно неплохая востребованность матчей чемпионата России превратилась в актуальную тему еще на старте первенства. В сентябре его средняя посещаемость приближалась к 20 тыс., то есть уровню, который недавно казался абсолютно недостижимым для отечественного футбола, характерным скорее для чемпионатов «большой пятерки» — английского, испанского, немецкого, итальянского и французского. На стыке осени и зимы она, правда, несколько снизилась. Но, во-первых, по прежним меркам все равно осталась очень высокой (средняя посещаемость предыдущего чемпионата России недотянула до 14 тыс. зрителей), во-вторых, снижение, видимо, можно считать «сезонным фактором».
Дело в том, что падение интереса болельщиков к просмотру матчей на стадионе с наступлением холодов является устойчивым российским трендом. Он проявлялся и в прошлом, и в позапрошлом сезонах. Более того, основываясь опять же на устойчивых трендах, можно предположить, что к концу весны посещаемость снова взлетит вверх. Скажем, соответствующий показатель в сезоне, предшествовавшем текущему, был бы не чуть-чуть, а довольно значительно ниже 14 тыс., если бы не ажиотаж, царивший в заключительных турах, в которых решалась судьба медалей и путевок в еврокубки. Посещаемость 28-го и 29-го туров была равна примерно 19 тыс. человек в среднем на игре, а 30-го, финального,— 27,8 тыс.
Есть все основания прогнозировать, что ситуация со скачком интереса повторится весной 2018 года. Их дает турнирная таблица после осенней части чемпионата, практически гарантирующая высочайший уровень интриги. Лидера — «Зенит» — от занимающего пятое место «Локомотива» отделяет всего шесть очков, расстояние, эквивалентное двум победам.
Причины роста посещаемости вполне очевидны. Первая — это «эффект чемпионата мира», который Россия приняла летом. Глава Российской премьер-лиги (РПЛ) Сергей Прядкин подтверждал в интервью “Ъ”, что он расширил футбольную аудиторию. Кроме того, к мировому первенству был построен ряд современных, более вместительных и более привлекательных для публики арен. Те клубы, которые играют теперь на них, демонстрируют чрезвычайно заметный рост посещаемости. Яркий пример — «Ростов». По количеству зрителей, приходящих на его домашние матчи, он практически не уступает «Спартаку», который считается наиболее популярным клубом России (см. справку).
На еще одну возможную причину роста посещаемости указал в своем ноябрьском отчете, посвященном экономике РПЛ, PwC. В отчете говорилось, что он происходит на фоне уменьшающегося количества трансляций игр на общедоступных каналах. Так, если в сезоне-2016/17 на федеральных каналах было показано 98 матчей, то в чемпионате-2017/18 показатель снизился до 84 встреч. В нынешнем сезоне, согласно условиям нового четырехлетнего контракта, подписанного РПЛ и «Матч ТВ», в «федеральный» эфир пойдет только 60 игр.
Между тем генеральный секретарь профсоюза футболистов и тренеров России Николай Грамматиков дал понять, что цифры, характеризующие посещаемость в высшем дивизионе российского футбола, вряд ли должны приравниваться к несомненному коммерческому успеху и столь же резкому повышению клубных доходов. Он сообщил, что в «некоторых городах начинают бесплатно распространять билеты, что является ударом по билетной программе, поскольку после этого приучить зрителя платить будет уже тяжело». При этом, по мнению эксперта, установить достаточно высокие цены на право посещения стадионов «в ряде регионов при средней зарплате 15–20 тыс. руб. в принципе невозможно». Как считает Николай Грамматиков, «хорошее наполнение современного, качественного, 40-тысячного стадиона не покроет и трети затрат клуба». «Даже если экономические показатели, связанные с посещаемостью, будут расти, нельзя утверждать, что это окажет существенное положительное влияние на клубные бюджеты. Очевидно, что экономическая модель клубов РПЛ — по крайней мере, если речь идет не о Москве — все равно должна быть основана прежде всего на подготовке и дальнейшей продаже игроков, а также на формировании медийного пакета, а уже во вторую очередь — на билетной составляющей»,— заключил эксперт.
Алексей Доспехов, Евгений Федяков