Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, что с 1 сентября в школьной программе останется только 10 процентов контрольных работ. Все предыдущие годы их объем составлял 40 процентов всего учебного времени. Разговоры о снижении проверяющих мероприятий ходили давно, и вот, кажется, свершилось. Хорошо это или плохо? На эту тему «МК» поговорил с ведущими педагогами московских школ.
Громкое заявление руководитель Рособрнадзора сделал на Петербургском международном экономическом форуме. Там прозвучало много важных инициатив, и это — безусловно одно из них. Как заверил Анзор Музаев, существующий массив контрольных работ «раздражает как учителей, так и учеников и их родителей». То есть три стороны учебного процесса выразили поразительное единодушие.
Контрольные не просто отменят формально, но также со стороны Рособрнадзора будут внимательно следить за исполнением этого решения. А если что, ответственность понесут руководители образовательных организаций всех уровней.
- Это нарушение, за которое понесут наказание руководители образовательных учреждений, муниципалитеты, если они виноваты, министерства региональные, - сообщил Музаев.
Глава Рособрнадзора заметил, что в указанный объем контрольных работ не войдут всероссийские проверочные работы (ВПРы) и мониторинги от Московского центра качества образования (МЦКО). Эти тесты вроде как и не контрольные даже: за них не ставится оценка, а если и ставится, то она не влияет на итоговую.
Оценить решение Рособрнадзора «МК» попросил действующих московских педагогов. Учителя практически единодушно поддержали начальство.
- Я считаю, что абсолютная гипертрофия контрольных работ имеет место. Это затрудняет возможность глубоко и содержательно обучать детей, - рассказал заслуженный учитель России, директор школы Евгений Ямбург. - 40 процентов контрольных работ в программе отнимает много учебного времени. Не остается часов, чтобы качественно объяснять материал.
Но вместе с тем и без контроля нельзя, считает Евгений Александрович. Знания должны быть оценены, иначе не будет стимула учиться.
- Уже давно идут разговоры о том, что надо учить без отметок. Но дети и родители хотят оценок. Любой труд должен быть оценен. Это нормальная вещь. Сторонники полной отмены контрольных отметок приводят в пример опыт некоторых западных школ. Я знаю, что существуют частные американские школы, где заявляется, что отметки не выставляют. Однако там все равно существует оценивание. Ученики и родители получают регулярный развернутый отчет о том, что усвоил учащийся и насколько хорошо. Поэтому контрольные работы и их варианты - самостоятельные, проверочные работы - должны присутствовать в учебной программе обязательно, но давайте попробуем снизить их количество. Безусловно, для учащихся их избыток — это дополнительный стресс.
- Если говорить о контрольных работах, проведение которых всегда было строго регламентировано, то в преподавании основного курса математики, например, эта проблема не стояла. За счёт большого количества учебных часов количество контрольных работ и так не превышало 10%, - подсчитал учитель математики Игорь Жабровский. - Но пока не поясняется, войдут ли в этот объем другие оценочные работы: проверочные, самостоятельные, практические, лабораторные. В любом случае избыток контрольных работ — это нагрузка и стресс не только для учеников, но и большая сложность для учителя. Подобная инициатива уже была три года назад, но, по всей видимости, проблему перегруженности учеников проверкой знаний решить не удалось. Возможно, получится сейчас.
В любом случае хорошо, что подобные инициативы возникают сразу после окончания учебного года, а не накануне его начала, например. У учителей будет достаточно времени внести корректировки в планы работы на следующий учебный год.
Ольга Терешкова