«Калейдоскоп ужасов» как руководство для составления психологического портрета человека
Сегодня хочу начать с фразы Пиноккио: «Мы часто не видим того, что у нас под носом».
Наш деревянный друг детства был чертовски прав, ведь ответы практически всегда находятся на поверхности, причём буквально.
Unsplash
Немного предыстории
Когда я только начинала изучать психологию, криминологию и конфликтологию, мой профессор на самом первом занятии дала совет для развития внимательности и насмотренности.
Заключался он в том, чтобы по пути домой из университета мы выбирали случайного незнакомого человека, который следует с нами по тому же маршруту — и пытались угадать его возраст, сферу деятельности, семейное положение, наличие домашних животных и т.д. Затем, после того как определённые выводы уже сделаны, – не постесняться подойти к нему и задать парочку вопросов, которые позволят понять, правильно ли вы составили его описание.
Каждый такой эксперимент необходимо было фиксировать на бумаге, для сравнения и анализа в будущем. Чтобы посмотреть, с каким успехом мы прогрессируем.
Я, конечно, не профессор, но всегда рекомендую периодически так «забавляться» с прохожими. Внешность и язык тела нам дадут куда больше информации, чем наш собеседник изначально планировал поделиться.
Язык тела
Говоря о языке тела, я бы хотела, чтобы люди наконец оставили умозаключения вроде «исходя из положения рук крестом в «закрытой позиции»...» или «он часто трогает волосы...».
Уже больше 20 лет все активно ходят на курсы управления телом к «экспертам, преображающим жизнь» — и дальше верхней части туловища они пока не заходят…
Всё же, благодаря этому люди научились следить за своими руками и положением головы.
А мы, пожалуй, спустимся ниже.
Походка, положение ног, ступни. Вот оно, наше золото. Любое, даже самое лёгкое душевное потрясение всегда сказывается на походке и осанке. Проиндексировали зарплату – и вот уже походка стала легче — а может, вообще идёте вприпрыжку. Отменили выступление вашего любимого комика — как будто бы тело стало тяжелее тащить на своих двоих...
Кстати о своих двоих! Принято говорить, что глаза – это зеркало души. Я бы добавила, что ноги — подставка, на которой стоит это зеркало и из-за которой свет может по-разному преломляться.
Допустим, вы сидите с человеком за чашкой чая в заведении. Он хорошо себя держит, пытается произвести впечатление сильного и уверенного в себе человека: спина прямая, голова в лёгком наклоне, руки в раскрытой, «властвующей» позиции, уместный смех и потрясающая улыбка. Но когда вы нагибаетесь, чтобы поправить ремешок на своей обуви, вам открывается картина: колени прижаты друг к другу, ступни сложились треуголкой — пятки врозь, а носки вместе. Периодически носки бьются друг о друга.
То, что скрыто, – выдает в нас куда больше, чем то, что мы с удовольствием выставили напоказ.
Поэтому, вдобавок к заданию моего профессор,а я бы рекомендовала некоторое время последить за положением ног и ступеней. Исключительно в целях развития внимательности и насмотренности. Ни в коем случае не призываю вас смотреть на мир глазами Тарантино.
Начать с себя
Замечать изменения в поведении и жестах других людей здорово. Но как выглядите вы сами в момент вашего пристального наблюдения за объектом? Вряд ли вы делаете это незаметно.
Думаю, прежде чем приступать к наблюдению за окружающими, неплохо было бы внимательно, даже слишком внимательно, следить за собой – за своим голосом, осанкой, походкой, положением шеи и головы. Поверьте, за собой следить гораздо сложнее, но и гораздо интереснее.
В качестве небольшой тренировки предлагаю размещать перед собой камеру во время работы за компьютером, занятий творчеством и даже за трапезой. В первое время вам не понравится человек на записи. Выяснится, что он не так изящен, что шея согнулась в форме цифры «2», да и едите вы не слишком аппетитно... Но через несколько дней практики результат будет иным.
Окружающие всегда невольно обращают внимание на людей изящных, с осанкой танцора, манерами графа и спокойным, мелодичным голосом, а умение есть красиво располагает к себе больше, чем еда на тарелке.
Предметы вокруг
Хочешь узнать человека поближе – открой его холодильник… Фраза шире, чем кажется. Речь не только о холодильниках.
Для насмотренности именно в этой области я бы рекомендовала фильм «Мой любимый враг» с Люси Хейл в главной роли. Фильм достаточно скучный, приторно-романтический. Но нас интересует в нём не сюжетная линия, а стиль главных персонажей, а особенно — стиль их рабочих зон.
В начале фильма персонаж Люси произносит фазу: «Да у него на каждый день недели рубашка нового цвета, не выбивающаяся из общей цветовой гаммы!».
А вы замечали такие привычки у коллег? Быть может, сотрудник соседнего отдела каждый четверг приходит в футболке с кактусом?
Подборка фильмов для насмотренности
В качестве небольшого бонуса прилагаю список уже культовых кинокартин, на которые стоит посмотреть свежим взглядом:
Город Астероидов (Уэс Андерсон, 2023)
Бассейн (Жак Дере, 1969)
Коллекционерша (Эрик Ромер, 1966)
Главная роль (Гастон Дюпра и Мариано Кон, 2021)
Искупление (Джо Райт, 2007)
Патерсон (Джим Джармуш, 2016)
7. Орландо (Салли Поттер, 1992)
8. Дюна (Дени Вильнев, 2021)
Алина Дзыба