Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Настраивай себя на креатив

Вы уверены, что из вас никогда не получится Стив Джобс? Не унывайте: миф об особом «творческом складе ума» – это только миф, уверяет Джона Лерер, американский научный публицист. Данный материал представляет собой переработанные отрывки из его новой книги «Представь себе: как устроена креативность».

«Креативность – не наследственная черта, заложенная в наших генах, и не божественный дар, преподнесенный ангелами. Креативность – это умение. Любой человек может научиться мыслить творчески и усовершенствовать это свое умение», – уверяет автор, опираясь, по его словам, на новейшие исследования ученых.

Вот «10 рецептов креативности на скорую руку», как именует их Лерер:

1. Перекрасьте стены. Недавно ученые путем эксперимента обнаружили: в комнате с голубыми стенами подопытные решали вдвое больше задачек на смекалку, чем в другой обстановке. «Голубой цвет стимулирует ассоциативное мышление и действует успокаивающе», – поясняет Лерер. А вот аналитические задачи лучше решать в красной комнате, поскольку красный цвет стимулирует бдительность и внимание.

2. Клюйте носом. Вот данные исследования, опубликованные в феврале: «совы», которых заставляли решать головоломки рано утром, справлялись с ними гораздо лучше, чем в более благоприятное для себя время суток.

3. Не бойтесь грезить с открытыми глазами: как показали тесты, мечтательные люди более креативны.

4. Мысленно вернитесь в детство: испытуемые, которым предложили вообразить себя семилетними детьми, гораздо лучше справились с тестами на дивергентное мышление – например, с заданием придумать способы использования автопокрышки.

5. Смейтесь вслух: после просмотра выступления комика испытуемые решали больше задач на смекалку (а именно – на 20% больше).

6. «Пусть мысли унесут вас в далекие края». Исследователи из Индианы обнаружили: если испытуемым сказать, что задача сочинена в Греции или Калифорнии, они справятся с ней намного лучше, чем в случае, если им говорили, что задачу придумали прямо здесь в лаборатории.

7. Правильно выбирайте выражения. «Один из способов улучшить способность решать задачи – излагать условия задачи другими словами. Когда употребляются конкретные глаголы с узким значением, люди мыслят узко. Наоборот, употребление глаголов с широкими значениями – «перемещаться» вместо «ехать» – может значительно повысить количество решенных задач», – говорится в статье.

8. Не работайте в комнатах-клетушках. Исследователи обнаружили: результаты стандартного теста на креативность гораздо лучше, когда испытуемый сидит не в офисной кабинке площадью пять квадратных футов, а снаружи нее. «Возможно, на мышление подсознательно действовала метафора, заложенная во фразеологизме thinking outside the box («нестандартное мышление»).

9. Посмотрите мир: «Ученый Адам Галинский заключил, что студенты, которым доводилось жить за границей, гораздо чаще справляются с классической задачей на смекалку».

10. Переезжайте в мегаполис. «Физики из Института Санта-Фе обнаружили: переезд из маленького города в город вдвое больше побуждает изобретателей патентовать в среднем на 15% больше изобретений».

Лерер также приводит пример практической задачи, которая была решена как бы по наитию. В 1974 году инженер Артур Фрай ознакомился с новым изобретением Шелдона Силвера – клеем чрезвычайно слабого действия. Можно ли придумать этому клею полезное применение? Все недоумевали.

Фрай пел в церковном хоре и обычно вкладывал в молитвенник бумажки вместо закладок. Но бумажки часто вываливались, и Фраю приходилось спешно листать книгу в поисках нужного гимна. И вот однажды его осенило: бумажка, намазанная слабым клеем, станет многоразовой закладкой! «В итоге это откровение под куполом церкви породило один из самых популярных офисных канцтоваров – липкую бумагу для заметок», – поясняет автор.

Современные ученые также выяснили, какие отделы мозга срабатывают при решении задач на смекалку: «За несколько секунд до озарения резко оживляется верхняя предшествующая извилина височной доли, заведующая объединением мало связанной между собой информации».

Как упоминается выше, ученые выявили, что некоторые факторы повышают частоту озарений – «Люди более восприимчивы к ответам, исходящим из вышеуказанного отдела мозга». Что же это за факторы? Например, просмотр юмористических роликов или алкоголь (согласно свежему исследованию ученых Иллинойского университета). И юмор, и спиртное побуждают нас расслабиться, а в расслабленном состоянии человек восприимчивее к игре произвольных ассоциаций, которые подсказывают ответ на трудные задачки. Кстати, именно поэтому Архимеда гениальная идея осенила в ванне, а физик Ричард Фейнман занимался вычислениями, сидя в стрип-клубе. «Креативность – полезный осадок от времени, потраченного впустую», – говорил Эйнштейн.

Но Лерер тут же предостерегает: иногда требуется креативность другого типа, когда успех достигается потом и кровью, когда нужно перебрать массу вариантов, пока не доберешься до удачного. «Все великие художники и мыслители – великие труженики», – писал Ницше.

Но как установить, какой тип креативности требуется от тебя в данном конкретном случае? Что лучше поможет решить задачу – кружка пива или бессонная ночь на работе? Лерер уверен, что человеческий разум от природы способен сам выбирать нужный тип творческой работы.

Также важно помнить: креативность нуждается в сырье. «Очень ценно увеличить объем и разнообразие информации, с которой вы соприкасаетесь», – советует автор. Он ссылается на Стива Джобса: «Креативность – это лишь умение скомбинировать разные вещи». С этим граничит секрет, который является ключом к творческому мышлению, – «умение взглянуть на проблему глазами новичка, отбросить все предвзятые мысли, не бояться потерпеть неудачу».

748


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95