Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Назад в историю

Подумать только: шесть лет назад его, историка, отлучили от истории. И он занялся кулинарией. Сейчас его, кулинара, отлучили от кулинарии (к счастью, всего на год). И он занялся… Конечно, занялся историей.

Но, чтобы не дразнить гусей, стал печататься в «Неделе» под псевдонимами: А. Балтин, А. Балтин-Кольский, Вэвэнэ П., А. Сигнев или В. Сигнев, просто Б. П... Для него и старые рубрики восстановили и новые придумали: «Голос минувшего», «Исторический клуб», «Уголок дотошного историка», «Реликвии и символы».

В результате никто в редакции, кроме Василия Кирилловича Хомуськова, не знал, что под этими псевдонимами скрывается он, наш великий кулинар. Даже я не знала. Конспирацию соблюдали такую, что позавидовал бы отец Похлебкина, профессиональный революционер.  Правильно  делали!

  • Вильям Васильевич, о чем были эти публикации?
  • Берите подшивки и читайте.
  • Некогда. Лучше вы расскажите, хоть о некоторых.

Рассказал. Я удивилась, что он согласился. Более того, сам принес номера с этими статьями («Я все собираю!») И стал читать:

Красное знамя. В России оно впервые было поднято как символ революционной борьбы против царизма в декабре 1876 года. Было это в Петербурге, во время демонстрации-митинга в самом центре Невского проспекта у Казанского собора. Рабочий Яков Потапов поднял над головами собравшихся красное знамя, точнее, небольшое красное полотнище.

Первые полотнища были произвольных, но всегда небольших размеров. По форме приближались к квадрату, а не к прямоугольнику. Во-первых, короткое знамя легче складывать, прятать под одеждой и разворачивать. Во-вторых, будучи развернутым, такое знамя оставалось натянутым даже при безветренной погоде при движении знаменосца быстрым шагом.

С древнейших времен люди придавали различным цветам символическое значение. Постепенно сложилась определенная иерархия цветов и их толкование. Красный цвет с самого начала занимал абсолютно первое место. Его связывали с цветом огня, грозным, таинственным и священным, несущим тепло. Без огня не было бы жизни, прогресса. Красный цвет – символом некого могущества.

Этот цвет стал и официальным цветом Первого Интернационала, созданного в 1864 году. И в музыке, и в словах гимн «Интернационал» отразил величие нашей революции. Он звучал на рабочих маевках, его вполголоса пели на рабочих собраниях. Какова же его история? Слово «гимн» происходит от греческого «имнео». Это торжественная песня, прославляющая героев. Древнейший гимн – песнь о подвиге трехсот спартанцев, павших при защите Фермопил.

В средние времена в Западной Европе распространился обычай:каждая корпорация, каждый цех, каждое сословие обзаводилось своей песней, которую исполняли по торжественным случаям. Такие корпоративные гимны становились интернациональными, как это случилось, например, со студенческой песней «Гаудеамус», ставшей гимном студентов Европы.

Позже так произошло и с военной песней «Марсельеза», написанной в короткий срок военным инженером французом Роже де Лилем. Она стала известна, как песня марсельских моряков. 30 июля 1792 года под нее в Париж вступили революционные батальоны из Марселя.

Уже в 1902 году в русский зарубежный журнал «Жизнь» поступил первый перевод «Интернационала» на русском языке. Правда, переведены только строфы первая, вторая и шестая. Внимание было сконцентрировано на  словах,  которые  наиболее  полно  звучали в русских условиях. «Интернационал» распространялся в листовках. В 1906 году в России впервые напечатаны его ноты, но без текста. Появление же текста в сборнике «Пролетарские песни» вызвало немедленную конфискацию всего тиража.

Победивший пролетариат внес историческую поправку в текст знаменитой песни. Вместо слов «Это будет» после Октября стали петь «Это есть наш последний…»

***

«В ногах правды нет». Поговорка эта хорошо известна, но мы обычно трактуем ее неправильно: мол, «сидеть лучше, чем стоять». Но при чем же здесь слово «правда»?

…В XIV–XVI веках в Московском государстве существовало две степени наказания за неуплату долгов или взятого займа. Если сумма была мала или долг выражался в натуре (мука, соль, брага, мед) и взыскать их было почти невозможно, то должника или должницу выводили на Красную площадь или на многолюдный базар, снимали с них штаны или головной платок, т.е. опростоволосивали. Это означало лишение доверия.

Столь безобидная мера, едва ли способная напугать нынешнего человека, в те далекие времена крайне болезненно воспринималась простым неграмотным людом.

Вторая мера была уже болезненной. Тем не менее, нередко должники просили применить к ним именно ее, так как дорожили честью и репутацией. Этой мерой был так называемый Правеж. Рано утром должника  приводили  босым  к  зданию  Приказа  судных  дел  или в Съезжую избу, т.е. в полицейский участок. Уводили вечером, когда Приказ закрывался. В течение дня к должнику время от времени подходил надсмотрщик и бил его кнутом по голым ногам. Так продолжалось ежедневно, пока долг не уплачивался. Иногда же пострадавший продавец заявлял, что удовлетворен мучениями должника. Тогда того отпускали без уплаты долга.

В XVI–XVII веках стали пользоваться не кнутом, а прутьями, толщиной в мизинец, причем, число ударов по голеням было разным, в зависимости от решения судьи. Наказуемые нещадно вопили от боли. По окончании наказания должника снова отправляли в тюрьму или даже отпускали домой, если он ручался, что на следующий день сам придет для продолжения наказания или принесет долг.

Если же, несмотря на Правеж, в течение месяца не удавалось выколотить из человека долг, то он поступал в полную кабалу к заимодавцу, т.е. должен был служить бесплатно, по его усмотрению.

Только в начале XVIII века этот средневековой обычай был отменен. Взыскание долгов стало проходить через суд, завершаясь описью имущества должника или его тюремным заключением.

Однако воспоминание о Правеже осталось в народных пословицах и поговорках: «Душа согрешила, а ноги виноваты», «Брал руками, а отдавал ногами». Эти пословицы обретают полный смысл, когда мы знаем их историю, но совершенно непонятны и бессмысленны сами по себе. Более известная из них – «В ногах правды нет» – означает, что путем нанесения побоев по ногам не выяснишь, должен ли человек ту или иную сумму или же он просто очень терпеливый. Таким образом, истинный смысл этой пословицы – «Пыткой тайну не раскроешь». Или, по крайней мере, «Побоями денег не добудешь».

***

Между тем в комнату набились сотрудники – проходя по коридору, услышали голос Похлебкина. Голос этот притягивал как магнит. Дверь уже не закрывалась.

Фамилии. Они не появились в одночасье, в какой-то определенный месяц или даже год. Они  возникали  на  протяжении  более 500 лет в истории нашего народа и других стран.

В России в 1897 году проходила всеобщая перепись населения. И тут выяснилось, что почти 75 процентов сельского населения не имеют фамилий. Они довольствовались прозвищами или так называемыми «уличными фамилиями».

Одними из  первых  обладателей  фамилий  стали  князья,  мелкие и средние. Сначала фамилии сочинялись по географическому признаку:  название  удела,  городка,  деревни,  речки  или  озера.

В первое время географических фамилий было немного. Зато стали  распространяться   фамилии,   образованные   из   прозвищ. В XV веке «потомки князей Рюриковичей и старые служивые дворяне были сплошь обладателями собственных индивидуальных фамилий». А около 1555 г. произошла первая попытка паспортизировать известные знатные фамилии. Началось составление «Государева родословца».

Хотя титулованное дворянство исторически стало первым социальным строем, получившим личные фамилии, все же главной побудительной причиной появления личных фамилий стало  не  сословное, а служебное положение. Это была тенденция наделять фамилиями «лутших» людей.

Однако, право носить фамилию имеет все еще крайне узкий круг людей, даже мелкие дворяне по-прежнему довольствуются прозвищами. И совершенно не имеют фамилий, как правило, лица духовного звания, купцы и большинство крестьян. При Петре I введение обязательной службы, воинской или гражданской, делает все дворянское сословие обладателем стабильных личных фамилий.

В XVIII веке появляется новый тип фамилий, которые решено давать незаконным (внебрачным) детям знатных людей. Например, Бецкие вместо Трубецких, Ронцовы вместо Воронцовых, Лицыны вместо Голицыных. Фамилии незаконнорожденных детей у лиц более низких сословий давались с XIX века по имени матери – Иринин, Ольгин…

В 1732 году установлено правило: все, окончившие духовную семинарию, при выпуске получают фамилию. В это время начали давать фамилии по церковным праздникам. Отсюда множество Введенских, Воскресенских, Богоявленских, Предтеченских, Покровских. При этом фамилии давались каждому выпускнику. Если в семинарии учились, скажем, три брата, они все равно получали разные фамилии.

С середины XIX века появились фамилии «классического» античного византийского мира – Константинопольский, Антиохийский, Кипренский,   Коринфский,   Афонский,   Кипарисов.

Наряду с народными уличными фамилиями, отражающими самые темные стороны купеческого быта, вроде Дракин, Аршинников, Колупаев, Разоренов, Кабаков, Овладеев, укрепляющимися у мелкой части купечества, появляются и нарочито красивые благородные, в то же время психологически спокойные, у видных представителей купечества: Мамонтовы, Морозовы, Истомины, Колокольцевы, Второвы, Кругловы, Любимовы. Они являются результатом брака с разорившимися дворянскими семьями, либо просто результатом купли. С середины XIX века фамилии получает ремесленное городское население, в основном, по своей профессии. Отсюда Швецовы, Портновы, Кузнецовы, Ковалевы, Сапожниковы, Медниковы, Дратнины, Скорняковы.

Что было после Первой мировой войны, где участвовали многомиллионные массы крестьян? Именно тогда потребовалось регистрировать их. Чаще фамилии давались по имени отца. А иногда решение принимал полковой писарь или фельдфебель, если обращал внимание на какие-то качества или свойства новобранца, на его внешний вид. Отсюда масса Рыжовых, Носовых, Рябовых, Беловых, Черновых, Кудрявцевых, Веселовых, Конопатенных. Но самые характерные фамилии этого периода – Смирнов и Новиков (от команды «смирно» и «новик» – новобранец).

После Октябрьской революции появились фамилии, присущие только данному историческому периоду: Красноармейцев, Орденоносцев, Рабочев, Газетов, Комиссаров, Свободин, Вольнов, Самолетов, Ударников, Краснопламенев, Пионеров, Краснопевцев, Индустриев, Пятилеткин.

***

Едва Вильям Васильевич замолчал, посыпались вопросы. Каждый захотел узнать происхождение своей фамилии. Время шло, он спешил. С трудом уговорили прочитать хотя бы еще одну статью.

Географические карты. С античных времен в Западной Европе господствовала география Птолемея. Мир представляли как плоскую платформу, которая покоилась на трех слонах (китах) или просто плавала в мировом океане.

Сокрушительный   удар   по   птолемеевской   географии   нанес Коперник. Это заставило мореплавателей создать свою географию, свои новые географические карты Европы и остального мира, которые отвечали бы реальности.

Однако в России птолемеевская география вообще не была известна, там не знали научных астрономических методов определения долготы и широты. Стала развиваться «описательная картография». Важнейшим элементом была не географическая карта, которая представляла лишь приблизительный чертеж той или иной территории, а простое описание этой территории по рекам и расположенным на них населенным пунктам. При этом весьма точно и верно называлось расстояние как между реками, так и между населенными пунктами…

При такой ситуации представить себе, как выглядит географическая карта «описанной» территории, было трудно. А ведь за Западе очень интересовались загадочной Московией и пытались составить географические карты на основе данных иностранцев, которые ее посещали.

Так, в 1544 году в Базеле была издана первая карта европейской России, составленная Себастьяном Мюнстером по рассказам купцов и дипломатов. Для заочной карты она была удивительно точной.

В 1600 году по приглашению Бориса Годунова в Россию прибыл шведский принц Густав, сын Эрика XIV, а в 1602 году –  датский принц Юханн, брат короля Кристиана IV. Обоих пригласили как женихов дочери Бориса Годунова. Претенденты привезли с собой книги и, возможно, карты.

Густав очень понравился царю Борису и его дочери, но у него начались осложнения с боярами и церковниками, поэтому любознательного ученого, часто гулявшего по Москве, вначале изолировали в Кремле, не выпуская за ворота.  Когда  это  не  помогло,  посадили под арест на окраине тогдашнего Белого Города (район нынешнего Леонтьевского переулка – Шведский тупик). Через год его переправили в Калугу, оттуда в Углич, Ярославль и, наконец, в 1606 году – в крошечный городок Кашин, где разрешили, наконец, свободно ходить  по  городу.  Обширная  библиотека  Густава  была  разгромлена и уничтожена еще в 1605 году, сразу после смерти Бориса Годунова. В 1607 году Густав умер… Он находился на уровне самых новейших достижений науки того времени.

Лишь в 1627 году начинается составление, а точнее, восстановление  старых,  ветхих  географических  черновиков  и  их  соединение в первую русскую национальную карту. На ней изображается территория от границ Швеции и Польши до нижнего течения реки Оби. Эта карта называется «Книга Большого Чертежа» и является фактически первой географической картой России.

  • Ну, хватит! – решительно сказал Похлебкин. – Я устал. И царственным жестом бросил мне на стол свои статьи:
  • Дарю!

Ценный подарок! В соответствии с авторским правом печатаем фрагменты (отрывки) этих статей.

376


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95