Два выходных дня я потратил на программу «Учимся говорить публично».
Ходил по квартире, пил чай, отвечал на письма, смотрел новости, а в голове только одно: пора переделывать программу «Учимся говорить публично».
Переделывать или начать всё заново?
Реставраторы часто говорят, что гораздо легче построить здание, чем отреставрировать. Так и с нашим курсом «Учимся говорить публично».
Конечно, хорошо бы его сделать в виде игры. Человек вроде играет, а одновременно расширяет свой словарный запас, учится правильно ставить ударения, получает навыки конспектирования возможной речи, принимает участия в соревнованиях, кто лучше составит речь на две-три минуты по тому или иному поводу.
Увлекательная игра.
Процесс обучения идёт незаметно.
Тебе надо достичь Олимпа, а для этого преодолеть огромное количество препятствий. Препятствие — задание по «УГП».
Выбрать нужное слово, дать точное определение термину.
Наговорить текст, но именно наговори, а не начитай скороговоркой. У многих есть такой недостаток — слишком быстрая речь.
В этом случае надо включать таймер, и если человек уложился в меньший срок, чем полагалось бы произнести речь, то ему надо выполнять задание заново, и говорить медленно, спокойно, ровно.
А для других иное задание: говорить чуть быстрее. Не тяни, как говорится, резину (есть ещё выражение «не тяни кота за хвост»).
Идей много. Нужно создать группу. Придумать игру сложно, трудно, но реально.
Где взять деньги на реализацию? Хорошая игра — это минимум два миллиона долларов и команда художников, звуковиков, программистов.
В субботу к шести вечера я утомился и пошёл погулять в парк. Бродил по его аллеям и всё думал на одну и ту же тему: как сделать лучше программу «Учимся говорить публично»?
В нашей стране (достаточно посмотреть телевидение и послушать радио), не владеют устной речью министры, политики (депутаты сюда входят), учителя, врачи, руководители предприятий и фирм, продавцы…
Этому не учат в семье.
Этому не учат в детском саду.
Этому не учат в школе.
Этому не учат в колледжах, институтах, университетах.
Вот и получаем мы специалистов (инженеров, учителей, врачей, политиков, журналистов), не владеющих устной речью.
Слова-паразиты, неправильные ударения, неверное использование слов, чрезмерное увлечение иностранными терминами (когда можно заменить русскими словами), слишком медленная речь, слишком быстрая, засоренность повторами, неумение слышать и слушать другого человека… Я могу долго говорить о минусах.
А где хорошая речь? Образная, ясная, ёмкая. Где речь литературная? Где речь, когда используется всё богатство языка? Где речь с большим словарным запасом?
Где речь с хорошим сочетанием жеста, мимики, где чёткая дикция? Где интонационное богатство?
Конечно, всему этому надо учить в школе. А для начала обучать правильно говорить, умело доносить свою мысль студентов педагогических институтов.
Каждый педагог — это одно из важнейших требований — просто обязан хорошо владеть родным языком.
За одиннадцать лет обучения в школе учеников обучают до ста преподавателей.
До ста!
Из них, в лучшем случае, владеет хорошей речью один человек.
Вот об этом я думал в субботу и воскресенье.
А ещё я думал о косности, о стереотипности, о шаблонности жизни.
Большинство людей принимает жизнь со всеми её недостатками, не ставя перед собой задачу улучшить жизнь. А зря.
Это относится и к набору на компьютере, и к умению говорить публично, и к личной гигиене, и ко многим-многим другим аспектам нашей жизни.
Вот несколько примеров.
Из ста человек после тридцати-сорока лет тридцать-сорок нуждаются в стоматологическом протезировании. Мимо! Будут ходить с беззубым ртом — привыкли, не понимая, что вредят своему здоровью, не говоря о внешнем виде. Я видел беззубых учителей с шамкающей речью. Зубы для учителя — профессиональное требование.
Не должен быть беззубый учитель, не должен он преподавать ни в детском саду, ни в школе.
Мне и хочется сделать курс «Учимся говорить публично» так, чтобы учебные речи поднимали важные темы:
В чём смысл жизни?
Почему надо любить себя?
Как добиваться успеха?
Почему вступать в споры — впустую тратить время?
Почему так много равнодушных людей вокруг?
Почему мы привыкаем к хамству, наглости, грубости?
Можно ли побороть коррупцию?
Где истоки воровства и мошенничества?
Где корни бандитизма?
Я могу задавать вопросы до утра. Мне хочется, чтобы в процессе обучения, в процессе освоения курса «Учимся говорить публично» каждый задумался над поставленными вопросами и постарался найти свои ответы.
Думающее общество.
Я далёк от политики. Почему на выборы ходит мало народу? Кому это выгодно?
Можно ли сделать так, чтобы мы стали активнее? Конечно!
Два дня заканчивались одинаково: я смотрел на фотографии новых учеников. Новых учеников по «СОЛО на клавиатуре». Их же я планирую привлечь к прохождению курса «Учимся говорить публично».
Два дня пролетели незаметно. Успел ли отдохнуть? Не могу ответить на этот вопрос.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Наивно иногда думаю: а почему бы на уровне государства не взять и не профинансировать создание курса «Учимся говорить публично»? Дать столько денег, сколько потребуется, чтобы я мог привлечь к работе программистов, дизайнеров, музыкантов, режиссёров, звукорежиссёров, монтажёров, менеджеров, лингвистов, фониатров, специалистов по технике речи…
Сегодня вместо цитаты — анекдот.
— Ты откуда армянский так хорошо знаешь?
— У нас учитель английского был армянин.