Пока люди пользуются сотовой связью и платят за неё деньги, мошенникам будет чем поживиться. Практически каждый месяц они придумывают новые виды «разводов» по телефону, потому что обычным — «Мама, ваш сын попал в аварию, ему срочно нужны 100 тысяч на операцию» — уже мало кого удивишь и разжалобишь. Абоненты, наученные горьким опытом соседей и друзей, задают наводящие вопросы и ставят злоумышленников в тупик. Да и сами аферисты уже меньше пользуются этой схемой, так как при вычислении им может грозить не только штраф, но и реальное лишение свободы.
Доказать вину мошенника гораздо проще, когда он совершает «входящий» звонок, при «исходящем» вызове сделать это практически невозможно, ведь человек сам набирает обманщику и тем самым проявляет «заинтересованность» в беседе. Именно поэтому жулики стали использовать новые схемы обмана, рассчитанные на деловых и любопытных людей, коих в России немало. А действуют они так: человек или специально запрограммированная система набирает номер телефона и после первого же сигнала «бросает трубку». Гражданин, которому звонили, видит на экране мобильника пропущенный вызов от неизвестного абонента и перезванивает. Но вместо живого голоса слышит рекламное объявление, за каждую минуту которого с его счёта списывается определённая сумма денег.
Бывает и так, что, перезванивая, человек слышит не раздражающий автоответчик, а приятный женский голос. Он очень нежно предлагает продолжить общение и познакомиться поближе. Но, несмотря на всю доброжелательность тона, за ним кроется коварство. За каждую минуту такой «приятной» беседы придётся расплатиться средствами на балансе.
Поговорить с обаятельной дамой, а потом лишиться денег можно и при других обстоятельствах. Например, если на телефон пришло милое сообщение: «Любимый, на моём телефоне деньги закончились, перезвони на этот номер... Твоя Киса». А дальше по той же схеме: чарующий голос и дорогой тариф с поминутной оплатой.
«Ты хоть понимаешь, с кем связался?»
Ещё один популярный вид «развода» — угрозы и оскорбления. В этом случае мошенники рассчитывают с помощью нецензурной лексики и запугиваний вывести человека из себя, да так, чтобы захотелось перезвонить и отомстить обидчику. Если жертва попадает в ловушку и набирает неизвестный раздражающий номер, то тут же оказывается без средств на балансе. Ответит ей, конечно же, не крутой мужик, который всячески доставал и хамил, а автоответчик с рекламой или даже агентство юридической помощи населению.
Так было с пользователем под ником arxi89, опубликовавшим историю собственного «развода» на форуме в интернете. Парню поступил звонок от неизвестного номера. Только он взял трубку, как услышал: «Аллё, ты когда мне деньги отдашь? Ты мне ещё вчера обещал принести, а сегодня уже проценты капают. Ты хоть понимаешь, с кем связался?» Все попытки выяснить, кто звонит, проваливались, потому что «браток» отказывался отвечать на вопросы, а лишь матерился и твердил, что долги необходимо возвращать. После завершения разговора молодой человек посмотрел телефонный номер в интернете. Однако единственное, что ему удалось выяснить, — это регион, в котором была куплена сим-карта, и сотовый оператор абонента.
«Перезваниваю, слышу какую-то мелодию, затем трубку берёт девушка: „Юридическая помощь населению, меня зовут Анна, чем могу помочь?“ Вызов я сбросил. И тут-то всё стало на свои места: тебе звонят, угрожают, бросают трубку, а перезвонить-то хочется, может, поругаться или выяснить, кому чего „должен“, а тут тебе „юридическая помощь“, да ещё помочь готовы, а деньги-то за вызов капают... Мой звонок длительностью 7 секунд отминусовал с баланса 17 руб.», — написал arxi89.
Страдальцы и фальшивые кроссворды
Попасть в лапы к мошенникам можно не только от любопытства, но и от добросердечности. Если на улице подошла несчастная девушка и, заламывая руки и утирая слёзы, рассказала печальную историю о том, как её бабушка угодила в больницу, а предупредить семью она не может, потому что батарея на телефоне села. Ну как тут не помочь? Расчувствовавшийся человек даёт бедняжке позвонить, а та, в свою очередь, специально набирает платный номер подельника. Они беседуют, а платит за это благожелатель.
Также нужно быть осторожным с объявлениями в интернете. Некоторые из них могут оказаться обманками. Злоумышленники на правах предпринимателей берут себе в аренду платный номер, а в Сети размещают заманчивые объявления о продаже дешёвых квартир, машин или телефонов. Когда поступает звонок, они просят потенциальных «покупателей» повисеть пару минут на линии, якобы проверяя товар по базе. Через некоторое время мошенники объявляют, что желаемой вещи нет в наличии, и кладут трубку. А дальше — как всегда: 10 минут разговора — минус 200 рублей на балансе.
Пытаются наживаться на исходящих звонках не только частные лица да мелкие конторы, но и телевизионные программы. Наверняка многие видели, как пышногрудая тараторящая ведущая даёт элементарное задание: вставить в слово «подсолн_х» пропущенную букву или же переместить одну спичку так, чтобы получилась нужная цифра. А зрители сидят у телевизоров и недоумевают, почему за полчаса ещё никто не отгадал сию загадку. Решают, что они самые умные, и набирают злополучный номер, указанный на экране, в надежде заполучить приз. Но не всё так прозрачно: пока люди «висят» на линии и ждут ответа оператора, баланс на телефоне уменьшается.
Что делать?
Чтобы не попасть на крючок к злоумышленникам, нужно запомнить основное правило: никогда не перезванивать на незнакомые номера. Если же любопытство сильнее здравого смысла (или служебное положение обязывает всегда и со всеми быть на связи), тогда, перед тем как набрать сомнительный номер, лучше проверить его в интернете. Существует огромное количество сайтов, на которых люди оставляют свои отзывы об опасных номерах и даже подписывают, кто с них звонит: навязчивые коллекторы, банковские служащие или же аферисты с платной рекламой.
Псевдопредприниматели проверяются по той же схеме. Но ещё не будет лишним поискать название «фирмы» и её реквизиты во Всемирной паутине. Если компания действительно существует, она там найдётся.
Кроме того, не стоит давать звонить со своего телефона незнакомым людям. Если же человек, который обратился за помощью, покажется искренним, ему нужно сообщить, что после звонка баланс мобильника будет проверен. Такая мера позволит отпугнуть жуликов.
И ни в коем случае нельзя молчать о мошенничестве. Если попытка была произведена, о ней следует сообщить в полицию и своему мобильному оператору, который заблокирует нежелательный номер.
Ирина Чухно