«Беседы с К. Станиславским, записанные Корой Антаровой», М., «АСТ», 2023
Наверное, для того, чтобы из всего имеющегося сейчас книжного изобилия выбрать «Беседы…» есть, как минимум, две причины.
И главная, конечно, связана с именем реформатора театра Константина Сергеевича Станиславского, прикосновение к личности которого всегда событие. Да и фигура инициатора записи «Бесед…» — Конкордии (Коры) Евгеньевны Антаровой не рядовая. Выпускница историко-филологического отделения Бестужевских курсов и Петербургской консерватории, обладательница редкого голоса — «контральто, низкого по диапазону и своеобразного по звучанию виолончельного тембра», солистка Большого (1908-1940, 1932-1936) и Мариинского театров (1907-1908), обладавшая ещё и незаурядным литературным даром, она была одной из наиболее убеждённых и преданных учениц Станиславского. И помимо «Бесед…» на счету Антаровой — организация мемориального кабинета Мастера при Всероссийском театральном обществе.
Конкордия Антарова в ранний период жизни. Найдено в свободной сети
В 1918-1922 К. Антарова посещала Оперную студию Большого театра, которой руководил Константин Сергеевич. И занятия с ним, как вспоминала в предисловии к «Беседам…» Конкордия Евгеньевна, «на первых порах были неофициальными, безвозмездными». Но Константин Сергеевич отдавал студийцам «всё свободное время, отрывая часы от собственного отдыха».
Благодарным «приношением» Станиславскому, а также его постоянным помощникам — сестре Зинаиде Сергеевне Соколовой и брату Владимиру Сергеевичу Алексееву, за благотворный, духоподъёмный, столь необходимый молодым артистам именно в период разрухи и голода труд и явилась данная книга.
Впервые она, представляющая собой ряд монологов Мастера и неоднократно выходившая за рубежом в нашей стране увидела свет в 1939-ом, через год после кончины Константина Сергеевича.
В 2023-ем отмечалась восемьдесят пятая годовщина этого скорбного события, а также исполнилось сто двадцать пять лет с момента основания Станиславским вместе с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко Московского Художественного театра. Так что, очередное переиздание «Бесед…» появилось очень кстати.
Но не только по причине его совпадения со значимыми «круглыми» датами. А потому что эмоциональные, по уверению Антаровой, абсолютно импровизационные и вместе с тем мудрые, взвешенные высказывания Константина Сергеевича о театре, да и о жизни в целом сравнимы с чистой водой. И потребность в ней особенно ощутима в подобные нашим, смутные дни, когда многое зачастую меняется не в лучшую сторону. То, что совсем недавно считалось хорошим, почему-то стало плохим, а плохое наоборот — хорошим.
К сожалению, такие, не слишком приятные метаморфозы коснулись и театра, который, словно «забыв» о том, что сцена расположена выше зрительного зала, заметно опростился, что ли. Вошедшие в моду экскурсии в ранее закрытое от посторонних глаз закулисье, активное участие в различных рекламных акциях по-настоящему серьёзных артистов, а иногда и руководителей театральных коллективов, излишняя, порой на грани приличия откровенность служителей Мельпомены, выносимые на суд публики скандалы лишили театр некоего ореола таинственности. И это, мягко говоря, удручает.
Но, читая «Беседы…», несмотря на то, что книга касается так называемой актёрской «кухни», мысленно возвращаешь театр на подобающий ему «пьедестал». Вдобавок, речь здесь идёт об оперных произведениях, а там правит бал классическая музыка, которая, как известно, сама по себе неизменно возвышает над бытом.
Кора Антарова в поздний этап жизни. Найдено в свободной сети
Правда, при этом процесс восприятия книги достаточно противоречив. И поначалу она, справедливости ради стоит заметить, всё-таки кажется слишком уж специфической, предназначенной исключительно тем, чьи судьбы связаны непосредственно с театральными подмостками.
Впрочем, по мере знакомства с «Беседами…» начинаешь понимать, что они, скорее всего, будут интересны и даже полезны всем, кто не формально, творчески и с любовью относятся к своей профессии, в которой, если следовать логике рассуждений Станиславского, нужно непременно стремиться достичь совершенства. То есть «сделать трудное привычным, привычное лёгким, а лёгкое прекрасным».
Но самое ценное то, что Станиславский уделял много внимания этике, чьи правила одинаковы для всех.
Константин Станиславский в роли Отелло. «Википедия»
А для людей театра в большей степени. Ведь они всё время находятся на виду, будучи призванными, по мнению Константина Сергеевича, «нести в мир честь, красоту, благородство», не допуская в душу злобу, зависть, интриги. Задача нелёгкая, но выполнимая.
Майя Фолкинштейн