Наш эксперт – психолог Ольга Сапожникова.
Особенно важна игра для развития детей. Для них она – нечто вроде опытной площадки. В игре ребёнок отрабатывает навыки, которые затем понадобятся ему во взрослой жизни: достигать своих целей и решать проблемы, возникающие на этом пути. Именно поэтому ему необходима свободная игра, где он может выбирать и сам принимать решения.
Не руководите!
Когда ребёнок играет один, он часто зовёт кого-то из взрослых. Если перспектива поиграть в этот момент в кубики или машинки вас не вдохновляет, не нужно себя заставлять. Во‑первых, это противоречит самой сути игры, которая призвана доставлять удовольствие, а не мучение. Во‑вторых, за словами ребёнка «поиграй со мной!» чаще всего стоит всего лишь потребность во внимании и поддержке. Это важно понимать. Иногда взрослые начинают играть с ребёнком, беря на себя руководство игрой. Такая игра только вредит, лишая малыша творчества и уверенности в своих силах. Наша задача – не показать ребёнку, как правильно играть, а поддержать его в том, что он хочет делать сам.
Чему учимся?
Как можно поддержать ребёнка в игре? Заметить предложенную им идею; озвучить её; найти, за что тут можно похвалить. Например: «Как хорошо ты придумал – построить из конструктора корабль! Мне бы и в голову не пришло». Или: «Мне нравится, как внимательно ты подбираешь детали»… Инициатива, находки, фантазии – поддержите всё, что покажется вам интересным или необычным. Если есть желание, пристройтесь рядом и, глядя, как малыш строит башенку из кубиков, постройте свою. Играя, развивайте идею ребёнка, оставляя ведущую роль за ним. Так он учится лидировать, предлагать и воплощать свои проекты, а одновременно – сотрудничать с другими людьми.
Как на ладони
Внимательно наблюдая за тем, как играет ребёнок, можно многое сказать о нём. Например, выбираемый им сюжет расскажет, что его сейчас больше всего волнует, а в любимом занятии обычно отражаются его интересы и таланты. Одновременно мы можем узнать кое-что о себе и о своих родительских стереотипах поведения. Например, стараясь во время игры не давать указаний и не оценивать, некоторые родители замечают, что не знают, о чём и говорить с малышом, – получается, что в их случае общение с ребёнком строится в основном на поучениях и критике.
Психологи в работе с поведенческими проблемами у детей часто используют игротерапию – ведь основная часть трудностей в родительско-детских отношениях возникает от недостатка общения и отсутствия поддержки, а правильно организованная игра как раз подразумевает внимательное и поддерживающее присутствие взрослого.
На заметку
- Не хотите играть – не играйте. Главное – ваша поддержка.
- Играя с ребёнком, помните, что это его, а не ваша игра.
- Избегайте критики и советов.
- Чаще хвалите, но обязательно объясняя, за что.
- Дайте ребёнку достаточно места для игры и обеспечьте его всем необходимым.
Юлия Эйделькинд