Игорь Нефедов родился 28 марта 1960 года в Саратове. Родители Игоря вскоре после его рождения расстались, и Игорь воспитывался в Саратове у деда и бабушки.
Его отец Вячеслав Нефедов учился на одном курсе с Олегом Табаковым. По мнению преподавателей, Вячеслав выделялся своим актерским талантом среди однокурсников, и считался самым перспективным студентом школы-студии МХАТ. Но актерская карьера Вячеслава Нефедова не сложилась - отучившись три года, он ушел из студии, и лишь спустя много лет снова начал играть в антрепризах театра «Эрмитаж», а Олег Табаков задействовал его в одном из своих спектаклей.
Сын Вячеслава Нефедова – Игорь Нефедов с детства, так же, как и его отец, хотел стать актером, и в 13 лет попал в первый набор студии Олега Табакова - прародительницы знаменитой «Табакерки». Мама Нефедова Нина Евгеньевна вспоминала: «Мне не к кому было обратиться, чтобы показать сына. У Олега Павловича тогда была своя детская театральная студия. На мою просьбу прослушать Игоря он отреагировал достаточно жестко: «Я его прослушаю, только ничего тебе не обещаю». Игоря тогда приняли». Позже, благодаря поддержке Табакова Игорь Нефедов прошел творческий конкурс в ГИТИС, где он, так же, как и когда-то отец во МХАТе, считался самым перспективным студентом. Причем Нефедову пришлось заканчивать десятый класс экстерном, чтобы поступить на курс Табакова в ГИТИС вместе с другими студийцами. Однокурсницей Игоря Нефедова стала Елена Майорова, и они оба были дружны с Ириной Метлицкой и Евгением Дворжецким. На творческом конкурсе Табаков дал задание абитуриентам — суметь его удивить. Под окнами аудитории стояла «Волга» Табакова, и товарищ Игоря вбежал в аудиторию с криком: «Олег Палыч, вашу машину угнали!». Табаков бросился к окну, и обнаружив «Волгу» на месте, вздохнул с облегчением. Но тут к нему подошел Нефедов, и сообщил: «Вашу «Волгу» угнали!» — «Хватит, Игорь, я на одну шутку дважды не реагирую». — «Да правда же, посмотрите сами!». Табаков посмотрел – машины, на этот раз не было. Позже выяснилось, что Игорем с друзьями перенесли машину за угол на руках.
Олег Табаков во время съемок «Обломова» подал Никите Михалкову идею снять в пьесе Володина «Пять вечеров» двух своих учеников – восемнадцатилетнего Игоря Нефедова и молодую актрису Ларису Кузнецову, которая позже в интервью о работе с Табаковым рассказывала: «На отборе в эту студию просмотрели три с половиной тысячи школьников, пятьдесят человек отобрали и потом выгоняли каждый день; постоянные экзамены, сдачи этюдов, отрывков. (На актерский курс Табакова в ГИТИС попали только девять человек.) Жили денно и нощно вместе, Олег Павлович приводил к нам редчайших людей — Белова, Володина, а Окуджава и Высоцкий пели специально для нас. Я не знаю вообще, стоило ли так поднимать планку для детей, определенный вкус, держать в тепличных условиях (мы были под крылом своих преподавателей — Фокина, Райкина, Леонтьева, Райхельгауза, Дрознина), а потом бросить в реальную жизнь. Мы были абсолютно элитным подразделением. Группа «Альфа» — маленький, но всесильный отряд: и летать, и плавать… И сегодня, подытоживая сомнения, которые глодали душу всю молодость, я могу сказать, что, наверное, мы были гениальными».
Во время учебы Игорь Нефедов еще раз успешно снялся так же у Михалкова - в роли красавчика Славы со Станиславом Любшиным и Людмилой Гурченко в телевизионном спектакле «Вы умеете играть на пианино?», и сыграл в фильме Миндадзе и Абдрашитова «Охота на лис» главную роль Владимира Беликова.
Создать свой театр Табакову позволили не сразу, и его выпускники разошлись в разные труппы.
Игорь сам зашел в Центральный детский театр и решил поинтересоваться у нового главного режиссера Алексея Бородина - не нужны ли ему молодые таланты? Таланты оказались нужны, и благодаря своей фактуре, темпераменту и амплуа романтика Нефедов сразу попал в герои. Главный режиссёр Алексей Бородин видел в нём огромный творческий потенциал: «Игорь жил, снимался и играл на полную катушку, во время репетиций мог свалиться в оркестровую яму, что-то сломать себе и вдруг снова появиться готовым к работе. Из таких вырастают Гамлеты».
В 1985 году Академический Центральный детский театр выпустил спектакль «Ловушка № 46, рост второй», который стал событием в театральной жизни. Главную роль Чижа исполнил Игорь Нефедов, а его друзей и врагов сыграли Евгений Дворжецкий, Сергей Серов, Алексей Блохин и Лара Моравская. Но как только в 1986 году Олег Табаков открыл свой театр-студию, Нефедов перешел к нему, продолжая активно сниматься в кино - Сергей Соловьев взял Игоря Нефедова в мелодраму «Наследница по прямой» на роль Володи. Соловьев рассказывал: «Мне о нем рассказал Паша Лебешев. Игорь пришел, и я его сразу взял в «Наследницу по прямой». Без проб. Он тогда был очень курчавый, чем-то действительно смахивал на Пушкина. Свою роль, по тем советским временам, он должен был сыграть как нечто отрицательное: прагматический счет заменяет живое романтическое ощущение жизни. А Игорь умудрился сыграть некий пушкинский дух, который вился над этим летом и этой картиной».
В «Табакерке» после ее создания не только создавались новые спектакли, но и были восстановлены лучшие курсовые работы Табакова и его бывших студентов. Нефедов в «Табакерке» играл Ушастого в пьесе Володина «Две стрелы», и его коронной ролью был Адуев из «Обыкновенной истории». Так же он прекрасно играл Почтмейстера в «Ревизоре». Табаков позже говорил в интервью о Нефедове: «Я просто его люблю. Как люблю старшего или младшего сына. Неформально. Это совсем другие взаимоотношения. И работы его достойны того, чтобы их любить. Даже первая его роль в кино – в «Пяти вечерах» – и Игорь, и Лариса Кузнецова не в меньшей мере, чем Люся Гурченко и Слава Любшин, попадают в десятку».
На рубеже 1980-х годов Игорь Нефедов был популярным и востребованным актером. Его герои на фоне типичных инфантильных героев того времени стали кумирами молодого поколения, и притягивали внимание зрителя ярко выраженной индивидуальностью. Однокурсник и коллега Нефедова по «Табакерке», актер Михаил Хомяков рассказывал: «Я видел на арене Леонида Енгибарова. Мое от него впечатление сравнимо с впечатлением от Игоря. Когда Игорь выходил на сцену, почти весь зал улыбался».
Нефедов сыграл заметные роли в ряде известных картин, снятых в 1980-е годы. В списке его киноработ была роль Славика в трагикомедии «Прохиндиада, или Бег на месте», он сыграл Гошу в мелодраме Радиона Нахапетова «Зонтик для новобрачных», капитана милиции Вадима Пительникова в «Криминальном таланте» у Сергея Ашкенази.
Игорю Нефедову было 25 лет, когда его имя было занесено в Советскую энциклопедию кино. Мама Игоря вспоминала: «Он был внутри себя человек настолько не звёздный! Об Игоре ведь тогда писала вся пресса. Его первым из сверстников занесли в энциклопедию кино. А ему было совершенно всё равно. Мне звонили по поводу него люди отовсюду, причём много лет после его смерти… В начале звёздного периода его приглашали даже в Кремль. Я говорю: «Чего ты лежишь-то? Чего не собираешься?» – «Да ну, мамочка (он ни разу в жизни не назвал меня просто мамой), не пойду я…»
Но на этом стремительный взлет в кинокарьере Игоря Нефедова, к сожалению, закончился. После его невероятного успеха и работы с известнейшими режиссерами, Нефедов не хотел опускаться ниже определенной высоко заданной планки, и отказывался от неинтересных, с его точки зрения ролей. Но для того, чтобы как-то зарабатывать, актеру иногда все же пришлось поступить своими принципами, и сниматься в проходных картинах. Он снялся в одной из главных ролей в картине «Светик» в 1989 году, и в социальной драме «Авария, дочь мента» исполнил роль плохого парня из белой «пятёрки». Единственным достоинством этой роли Нефедов считал представившуюся возможность научиться водить машину. Так же он сыграл в эпизоде в детективе «Убийство на Ждановской». Но больше такого яркого интереса режиссеров, как в начале 1980-х годов – Нефедов к себе не испытывал. Актер, не стесняясь, спрашивал у Михалкова - почему тот его не приглашает на новые роли? Михалков отвечал: «Подожди немного, нет подходящего сценария для тебя.…Пока…» Об этом же говорили Абдрашитов и Нахапетов: «Все будет. Ты талантливый. Надо только немного подождать». Но Нефедов не хотел ждать.
К творческой невостребованности добавился уход жены Алины. Мама Игоря рассказывала: «Игорю фатально не везло с женщинами. Его первая жена Алина была балериной Большого театра. Они прожили вместе не больше года. Она ушла от него со словами, что полюбила другого человека. Игорь сильно переживал этот разрыв, пытался вернуть жену обратно и никак не мог понять, почему она предпочла другого. Вскоре Алина эмигрировала в США. Больше они не общались». После развода Игорь пытался покончить жизнь самоубийством, но его спас актер Андрей Смоляков, успев вытащить Игоря из веревки. Нефедов позже рассказывал, что слышал в момент этой попытки какую-то «светлую полифоническую мелодию». «Это был Бах», - вспоминал актер, и говорил о том, что все равно покончит жизнь самоубийством. Позже его вторая супруга рассказывала: «Когда от него ушла первая жена, он соорудил петлю, залез на табурет. Андрей Смоляков успел его вытащить - дверь в квартиру оказалась незапертой. Странно, но у Игоря тогда не было ни страха, ни раскаяния за содеянное. По его словам, осталось лишь полузабытое ощущение свободы».
Повторно Игорь женился в 1987 году на актрисе театра «Современник» Елене Казариновой, с которой познакомился в доме у Евгения Дворжецкого. Казаринова рассказывала: «Мы с ним были знакомы много лет, дружили, работали тогда в одном театре. Однажды после репетиции он пошел меня провожать. По дороге говорит: «Кажется, я влюбился в тебя». Я засмеялась: «Перестань, у тебя есть жена, к которой ты хочешь вернуться». На следующий день я уехала на гастроли, а он познакомился с моим бывшим мужем и попросил у него развода». Вскоре Игорю от театра дали новую квартиру в районе метро «Бауманская», и казалось, что Игорь был счастлив во втором браке. Елена Казаринова рассказывала: «Он был так счастлив, когда мы переехали сюда, ведь в двух шагах от дома находился рынок. Игорь очень любил готовить и принимать гостей. В день зарплаты он шел на рынок и покупал продукты на несколько недель. После чего облегченно вздыхал: «Наконец-то я свободен от денег». Платили ему как артисту первой категории - 120 рублей. Надо признаться, мы никогда не жили шикарно, но и не бедствовали. Все деньги мы проедали и пропивали. Как он любил всех кормить! У нас дома всегда было полно гостей».
Актер Михаил Хомяков вспоминал: «Ему многое прощалось — он был совершенно безобиден. Он и в жизни, и в театре был романтиком… Я абсолютно убежден, что Игорь никогда бы не бросил театр. Студия может продержаться два, три, четыре года, а потом оказывается, что кто-то лучше, кто-то хуже, кому-то больше везет в кино — и принцип студийности тает. Игорь был последним, кто оставался в этом романтическом флере: мы — единомышленники, ученики учеников Станиславского. Мы — мхатовская школа, педагоги готовили нас так, чтобы с нами потом выходить на одну сцену. Так что растите свою душу, не будьте жлобами, не относитесь по-свински к другим и к месту, где служите, относитесь трепетно к профессии. У нас категорически не приветствовалось каботинство и премьерство. Я никогда не слышал, чтобы Игорь снисходительно к кому-то отнёсся. Он знал, что с его популярностью это возможно. Но никогда этим не пользовался. А ведь его действительно узнавали на улицах, причём не так что «О, мужик, ты в кино не снимался?», а обращались сразу, как к своему, близкому человеку. В тяжёлые времена мы ходили с ним в магазины через служебный вход, он доставал что-то своим и мне никогда не отказывал: «Пойдём, поторгуем твоим лицом!» – «Пойдём!». Он обладал способностью очаровывать всех. Умел с народом общаться. С ним можно было не бояться попадать в какие-то экстремальные ситуации, он мог уболтать хулигана».
Взвалив на себя домашние обязанности, Нефедов, казалось, был счастлив. Но, несмотря на кажущееся благополучие, в отношениях Игоря и Елены наступил разлад из-за частого пребывания Игоря в депрессивном состоянии. По словам Елены, Игорь неоднократно говорил ей, что собирался покончить жизнь самоубийством, и очень хочет умереть красивой смертью. Она рассказывала: «Однажды мы сидели большой компанией на берегу Москвы-реки. Надо заметить, что Нефедову всегда нужно было находиться в центре внимания. Но в тот день все внимание переключилось на кого-то другого. Игорь жутко расстроился, забрался на перила моста и закричал: «А сейчас я прыгну». Поднялась паника. Я стала успокаивать людей: «Вы, главное, не обращайте внимания, он никогда не прыгнет». На тот момент я уже привыкла к его выходкам. Лежа на кровати, он часто притворялся мертвым - надолго задерживал дыхание и лежал не шевелясь. На отдыхе в Крыму в море он постоянно делал вид, что тонет, хотя плавал великолепно. Я ему говорила: «Игорь, а вдруг ты на самом деле будешь тонуть, а все уже настолько уверены, что ты шутишь, что никто тебя не кинется спасать». Он улыбался в ответ».
После того, как в ноябре 1993 года Игорь собрал вещи и ушел из дома. Елена Казаринова рассказывала: «В наших отношениях, действительно - наступил критический момент. И дело здесь не в Игоре, а в обстоятельствах, которые сложились вокруг нас. Ведь мы прожили вместе семь лет, и за это время ни разу не расставались. Я не собиралась от него уходить, просто у нас случился очередной разлад. Я поняла, что очень устала от него. В то время Игорь достаточно долго пребывал в депрессивном состоянии, его настроение давило на меня. Мы договорились на какое-то время расстаться. Но мне уходить было некуда, тогда он предложил: «Ты оставайся здесь, а я уйду к маме». Мама Игоря подтвердила слова Казариновой: «Ему негде было жить, но ко мне он приходил редко, не любил жаловаться. Скитался по друзьям, знакомым. Стал сильно выпивать. Я тогда не понимала, почему он ушел из собственного дома. Он объяснил: «Я же не могу выгнать на улицу мою семью». Более того, все заработанные деньги Игорь продолжал отдавать Лене». Несмотря на уход, Игорь каждый день звонил жене и навещал ее. Он не хотел, чтобы она ушла к другому, и 2 декабря 1993 года пришел к ней мириться. По дороге Игорь вместе со своим знакомым купил водку, и когда в шесть часов утра она закончилась, Нефедов сказал, что хочет сходить в магазин. Он вышел из квартиры, остановился между вторым и третьим этажом, и рано утром 2 декабря 1993 года повесился в подъезде на лестничной клетке. Ему было 33 года.
После смерти Игоря Елена Казаринова считала, что на решение Игоря мог повлиять его уход из студии Табакова. Предшествовали этому разрыву гастроли театра в Японии в марте 1993 года. Елена Казаринова рассказывала: «Мое мнение может быть необъективным. Но все же я уверена, что именно Олег Павлович повлиял на решение Игоря уйти из жизни. Накануне собственной гибели Игорь обронил фразу: «Я все ему сказал». Он говорил о Табакове. Тогда я догадалась, что он решил расстаться с Олегом Павловичем, и не смогла сдержать слез. Я не знаю, какой разговор у них состоялся, но то, что Нефедов накануне самоубийства поставил точку в их отношениях - это точно. Игорь должен был играть там главную роль своей жизни - Адуева в спектакле «Обыкновенная история». Это была сложная постановка, которая требовала усиленных репетиций. Но Игорь настолько привык вести себя с Табаковым по-хамски, что позволил себе опоздать на первую репетицию. Олег Павлович был в гневе. Игорь сделал вид, что ничего не случилось. А вечером Табаков сообщил Нефедову, что отстраняет его от роли. Это стало для него настоящим ударом. Несмотря на то, что все афиши пестрели именем популярного актера Нефедова, его роль отдали молодому, тогда еще никому не известному Евгению Миронову, выпускнику школы-студии МХАТ. А за все 45 дней пребывания труппы в Японии Табаков ни разу не выпустил Игоря на сцену. Вернувшись в Москву, Олег Павлович снял у Игоря весь гонорар, не выплачивал ему зарплату больше четырех месяцев. Табаков всегда жил по капиталистическим законам, поэтому своих актеров наказывал деньгами. Но на тот момент это было очень ощутимо для нашей семьи. Однажды Табаков увидел Игоря около кассы, где выдавали зарплату. Похлопал Нефедова по плечу и улыбнулся, как ни в чем не бывало: «Странно, а ты что, еще получаешь какие-то деньги?» Игорь старался не показывать своей обиды на Табакова, и репетировал роль в новой пьесе «Механическое пианино». Но за неделю до спектакля Табаков без объяснения причины временно отстранил Игоря от роли. Это переполнило чашу терпения актера. Елена Казаринова рассказывала: «Я уверена, если бы он сыграл этот спектакль, ничего бы не случилось. Он бы занимался премьерой, которая должна была состояться 28 ноября».
Актер Михаил Хомяков вспоминал: «В том, что Олег Павлович снял его с роли Адуева на гастролях в Японии, виноват отчасти я. Он попросил меня его разбудить, а я не достучался ему в номер: сам проснулся поздно и подумал, что Игорь уже ушёл. Игорь столько вложил в эту работу, на спектакль приходил его отец-актёр, работал с ним и через несколько спектаклей сказал: «Ну вот, теперь ты сыграл». И вот я прихожу на репетицию, а его нет. Табаков разгневался и отстранил Игоря от роли. И ввёл совсем тогда молодого Женю Миронова. Это было в марте 1993-го. И больше Игорь Адуева не играл. Незадолго до смерти нас с Нефёдовым сняли с ролей в предстоящей премьере – «Механическом пианино…». Мы не справились: я с Платоновым, а он с Трилецким. Эта работа была для нас обоих этапной. Конечно, мы сильно переживали. Но я остановил в себе это, а он нет. Ходил на репетиции, сидел, ждал, когда ему дадут возможность выйти…Месяца за два до смерти Игорь от жены ушёл. Мучался, приходил туда. Ему негде было жить. Несколько раз ночевал у меня. Придёт в театр, поиграет, а куда потом? Загрузить бы его работой в тот момент…»
Олег Табаков договорился об отпевании актера в церкви. Никто не мог понять причины решения Игоря еще и потому, что накануне - 1 декабря 1993 года, Нефедов играл в спектакле «Ревизор», и те, кто видел Нефедова в тот день на сцене, говорили, что он играл потрясающе.
После поминок в театре домой к вдове Игоря приехали друзья Игоря, в числе которых был Евгений Дворжецкий. Он сказал: «Ну что, Нефедов, открыл счет?» Через четыре года умерла Ирина Метлицкая, потом не стало Елены Майоровой, а через шесть лет после смерти Игоря 1 декабря 1999 года погиб в автомобильной аварии сам Евгений Дворжецкий.
Игорь Нефедов похоронен на Котляковском кладбище.
Леонид Филатов подготовил об Игоре Нефедове в 2000 году передачу из цикла «Чтобы помнили».
Использованные материалы:
Материалы сайта www.rusakters.ru
Материалы сайта www.rusactors.ru
Материалы сайта www.proza.ru
Материалы сайта www.novayagazeta.ru
Текст статьи «Мертвая петля Игоря Hефедова», автор И. Борова
Театральные работы:
Театр п/р О. Табакова:
«Жаворонок» - Брат Жанны
«Полоумный Журден» - Учитель танцев, Клеонт
«Две стрелы» - Ушастый
«Кресло» - Чесноков
«Дыра» - Редактор
«Обыкновенная история» - Александр Адуев
«Ревизор» - Почтмейстер
«Билокси-Блюз» - Джеймс Хеннеси
«Затоваренная бочкотара» - Ваня
«Матросская тишина» - Женька
«На благо Отечества» - Гарри
«Механическое пианино» - Трилецкий
Фильмография:
Пять вечеров (1978) роль: Слава, Святослав, племянник Томы
Охота на лис (1980) роль: Владимир Беликов
Вы умеете играть на пианино? (телеспектакль) (1982) роль: Слава
Домой! (1982) эпизод
Наследница по прямой (1982) главная роль: Володя, друг детства Жени
Серафим Полубес и другие жители земли (1983) роль: Николай
Прохиндиада, или Бег на месте (1984) роль: Славик, друг Марины
Ошибка великого Васи Осокина (телеспектакль) (1984)
Когда становятся взрослыми (1985) роль: Саша
Свадьба старшего брата (1985) роль: Костя Полозов, младший брат
Зонтик для новобрачных (1986) роль: Гоша, курортный знакомый
Нужные люди (1987) роль: строитель
Кресло (телеспектакль) (1987) роль: Чесноков
Криминальный талант (1988) роль: Вадим Петельников, инспектор, капитан милиции
Авария - дочь мента (1989) роль: парень из белой "пятерки"
В городе Сочи темные ночи (1989) роль: милиционер
Светик (1989) главная роль: Бабрыка
Блуждающие звезды (1990)
Убийство на Ждановской (1992) эпизод