В рубрике «Веселые люди» мы будем рассказывать о продолжении скоморошьих, карнавальных традиций русской «смеховой культуры», о ее развитии, проявлениях и персонажах в условиях современного российского государства, сегодня (как, впрочем, и всегда) «для веселья мало оборудованного».
До вручения премии Кандинского за лучший проект 2013 года в области актуального искусства Влад
Несмотря, впрочем, на свою нелепую, дикую
Спасение из тюрьмы Юлии Тимошенко совместными усилиями Путина и Медведева с помощью передачи ей напильника в буханке хлеба — история уже не только известная, но, можно сказать, прославленная. Журнал «Артхроника» с фотографией Монро с косицей поперек темени на обложке и его же бонусным портретом в гриме Путина внутри в виде сложенного постера, который рекомендовано разгладить утюгом и повесить на стенку, — не залежался.
Весь Влад Мамышев, как из «Шинели», вышел из комедии дель арте. К своему лицу он относился, как к чистому холсту. Его страсть к перевоплощениям проросла, я думаю, из детского желания вобрать в себя мир и играть в него до бесконечности. Художник Герман Виноградов назвал Монро «порхающей райской птицей». Клубная, художественная тусовка
В 1999 году после знаменитой выставки в
По версии Мамышева, два его полярных героя — любимая с детства Мэрилин и жуткий Адольф (вообще говоря, довольно непостижимо явление одного человека в двух таких образах; обратите внимание, например, что творится с его глазами) — это трансформации родителей. Очень красивая мама и очень жестокий папа. «Отец бросил меня в 12 лет. Мы жили в деревне. Папа прекрасно знал немецкий язык. Он переодевался в фашистскую форму и страшно кричал
Мэрилин Монро — и вот это как раз правда — прославила Влада еще в детстве. Владик Мамышев взял в библиотеке журнал и вырезал из него фотографию великой Милашки. Об этом недостойном пионера поступке сообщили в
Эпос про армейскую службу на Байконуре заслуживает отдельной фрески (как он сбежал туда от любимой
Швейк вспомнился понятно почему. В тему свободы. Есть такие люди: где бы ни жили, в какие бы обстоятельства ни попадали — они формируют вокруг себя территорию свободы. Я думаю, что Влада так любили все, с кем он пересекался, кроме всего прочего (праздник, веселье, карнавал) еще и потому, что он был совершенно свободным человеком. Жил как хотел и делал в этой жизни что хотел.
Между прочим, если оценивать «райскую птицу» с позиций так называемого «нормального человека» — растленный цветник Оскара Уайльда отдыхает.
Кощунствовал. Мало что в образе Христа являлся народу. Так еще крестил свою собачку Броню, названную в честь любимой модели художника Александра Петлюры (тоже наш человек) пани Брони, да и врал повсеместно, что сожительствует с ней по большой любви (не с пани, а с собачкой). Вообще врал упоенно. С горя, что не выпускают за границу, едва не спился в хлам, был спасен женщиной (на которой временно женился).
Но есть, согласитесь, во всех этих художествах
Гражданин мира. Никакой, конечно, не борец или там правозащитник (хотя подписывал письма против Путина и участвовал во всяких нелояльных акциях типа выставки «Осторожно, религия!»). Фрик, перформер, абсолютный художник, артист. Его свобода была не политикой, а эстетикой. Ну и физиологией — как для Швейка.
Монро действительно входил в отношения со своими персонажами, впрочем, тоже сугубо эстетические. Аллу Пугачеву называл Антихристом («я видел ее без грима, это страшно!»). Симпатизировал бен Ладену («до чего красивое, породистое лицо»). Был в диком восторге от Матвиенко («роскошная женщина, сногсшибательное платье с пауком из стразов от Сваровски!»). Свою вторую после Мэрилин любовь — Любовь Орлову вообще препарировал как лягушку, выкрав для этого документы и снимки из семейного архива, чтобы изучить предмет поглубже. Правда, потом вернул. Хотя и не все. Самый знаменитый его проект
Потом настала очередь Путина. В нового героя Монро внедрился так, что «шарахался от зеркала». Но и эти его визуальные издевательства лежали вдали от политического поля. Титульной метафорой, например, Чаплина в «Великом диктаторе» было жонглирование земным шаром. Главная фишка Монро во всех его ролях — именно примерка на себя психофизики персонажа. Понять и — нет, не простить, боже сохрани, кто он такой, чтоб прощать, — а ПОКАЗАТЬ. Сделать общим достоянием. Желательно — смешным. Даже с Гамлетом Влад Мамышев сыграл в свою игру. Спектакль политтеатра «Полоний», где имя персонажа обретает зловещий смысл элемента таблицы Менделеева, был последней шуткой Монро. Черной — но по обыкновению красивой и смешной.
Думаю, потому и отказался он от предложения участвовать в порнографическом изображении Навального и других оппозиционных лидеров. Некрасиво и не смешно. А еще раньше так сокрушался по поводу дрейфа Бугаева «Африки» в сторону Кремля. Заметьте, не осуждал бывшего товарища, а просто грустил. Оттого что тот перестал играть в смешные, веселые игры свободных людей — ведь там, под сенью кремлевской стены, не одобряют юмора. Шестого чувства, которое для некоторых поглавнее остальных пяти.
Алла Боссарт