Начал я, кажется, с фильма «Экзистенция» - и было это очень давно, всё вспоминается смутно.
Экзистенция
Мне вспоминается странная, скучноватая антиутопия, но: с эффектным трейлером, эффектной аннотацией и положительными отзывами критиков. Мне вспоминаются какие-то слегка, но и не совсем отвратительные, почти, но в рамках приличия – натуралистические сцены. О чём был сюжет? Что-то там про невеселое будущее, в котором люди большую часть жизни проводят в виртуальной реальности, а виртуальность, игры, вживляются им в тело с помощью каких-то дурацких, склизких агрегатов. Даже не досмотрел, хотя я обычно бываю терпелив ко всему – не досмотрел не потому что это слишком плохо – здесь всё умеренно плохо. Возможно, меня отпугнула именно эта безликая умеренность.
Сам же Кроненберг продолжал привлекать меня своей фильмографией, личностью. В медиа-пространстве он и сейчас создает впечатление весьма непростого режиссера с удивительным художественным видением, но даже быстрый взгляд по этой фильмографии позволяет увидеть: Кроненберга будто мотает из стороны в сторону, из жанра в жанр, из чего-то скандального, во что-то «правильное», из откровенно «трешовых» лент в ленты размеренно-классические и семейные, из комедий в драмы и опять же в антиутопии. Но будто нигде режиссер не успевает реализовать себя, довести своих детищ до чего-то путного, хотя бы уж до действительно впечатляющих и пусть даже отторгающих крайностей.
Попробую объяснить на примере других фильмов, что я уже посмотрел недавно.
Во-первых, это «Мёртвая зона», - экранизация Стивена Кинга, почти молодой Кристофер Уокен в главной роли, а также такие замечательные актёры, как Мартин Шин, Шон Салливан, Брук Аддамс. Это один из первых фильмов про то, как человек со способностями «к прозрению» вдруг начал помогать полицейским в их расследованиях.
Мертвая зона
Но, в первую очередь, это драма. Драма о человеке, вышедшем из комы спустя много лет и в одночасье (одночасье – для него!) потерявшего свою возлюбленную. Возможно было бы сделать эту ленту интересной? Вполне. Но таковой она не получилась. Она получилась неестественной, вымученной, невыносимо скучной с художественно-концептуальной стороны, а с сюжетной и неправдоподобной (мы не верим и не сочувствуем персонажам) и слишком последовательной, правильной, «без клыков, зубов и яда» (только что придумал этот термин), чем-то исключительно проходным и похожим на десятки фильмов своего времени.
Во-вторых, это «Звёздная карта» 2014 года. Опять исключительно звёздный состав актёров – видимо, не смотря на меня, все Кроненберга любят и принимают за честь сниматься у него – Миа Васиковски, Джон Кьюсак, Джулианна Мур, Оливия Уильямс, Сара Гадон… О чём? О Голливуде. Любимая в Голливуде тема. И оттого изрядно наскучившая.
Звездная карта
Мало кому удаётся сделать в этой сфере нечто действительно важное, потрясающее, ослепляющее. Тем и знаменит «Малхолланд драйв» Дэвида Линча. У него получилась. Так вот Линчу в первую очередь и подражает Кроненберг в своей «Звёздной карте». Это заметно. Это расстраивает. Потому что у него не получается. Кроненберг пытается быть загадочным, запутанным, пытается намекнуть нам, что за теми или иными сюжетными линиями и персонажами есть второе, третье дно и всяческие символы и архетипы, но мы прекрасно понимаем: режиссеру хотелось бы, а их нет! Ну, нет и всё тут! И если избавить сюжет от шелухи и туманности, а также от зловещих девочек-призраков, появляющихся чаще всего не к месту – получится совершенно банальный и глуповатый сюжет, о том, как в одной голливудской семье, оказывается, все немного сумасшедшие, ибо, мол, без инцеста дело не обошлось.
В-третьих, это довольно милая и крепко сколоченная биографическая драма «Опасный метод». Вдоволь наигравшаяся челюстью, Кира Найтли, здесь, не смотря на моё предвзятое к ней отношение – получилась хорошо и органично. Да и весь фильм хорош и органичен. Он повествует о житье-бытье Карла Густава Юнга. И немного – о житье Фрейда.
Опасный метод
А тут и сексуальные отклонения, страсть, влюбленность доктора в свою пациентку, сложный жизненный выбор и много переломных моментов. Если бы режиссер, тут даже не шучу, сконцентрировал внимание именно на трейлеровых эпизодах с «луплением» Киры Найтли – получилось бы, да, не совсем семейно, чуть-чуть скандально, но интересно. Однако же режиссер просто рассказал нам историю жизни. Не упуская деталей. По порядку. Чинно, скучно, благородно, вплоть до скупого «послесловия», мол, что же там в реальности со всеми героями стало спустя годы. Не люблю биографические драмы.