Популярный совет всем начинающим киношникам: снимать на домашнюю камеру, чуть ли не на телефон. Локации – квартира, двор, место учебы или работы, просто природа, дача… неважно. Многие воспринимают этот совет с раздражением и неприятием. Мол, так поступают уж совсем дилетанты и юные, наивные сердца. Так часто экспериментируют и студенты. Скажу по секрету даже нам, сценаристам, предлагали попробовать что-нибудь снять по собственному сценарию – без посторонней помощи и даже без соответствующих навыков. Просто взять и снимать. Несколько человек попробовали. Честно? Получилось плохо. Всё-таки да, какой бы простой не была задумка, минимум качества необходим: правильно поставленная картинка, хороший звук, хорошая режиссура, - да мало ли? Из мелочей всё и складывается. Никто может и не заметить, что фильм качественный, если все эти мелочи не учтены. Но если хоть одна отсутствует, фильм непременно засмеют.
К слову, короткометражная версия первой "Пилы", что потом разродилась в популярнейшую серию фильмов. обошлась создателям в 2000 долларов... Не бесплатно, но всё же...
Сложилось впечатление, что, видимо, в одиночку и невозможно достигнуть этого качественного минимума. Кто-то же говорит об обратном и вполне побеждают на конкурсах, зарабатывают деньги, выходят на большой экран фильмы с нулевыми бюджетами и сделанные «на коленке». Редко, но такое бывает.
У нас с моим приятелем уже где-то год была хорошая идея для полного метра, который мы бы могли снять без всяких затрат (в текущем положении это важно). И именно полного, что вовсе редкость для начинающих киношников. Казалось, всё продумали. Гибкий сценарий, элементы которого можно менять в какую угодно сторону в случае чего. Свободная локация, загородный дом, который нам был готов одолжить друг. Актёры? Мы же. И наши друзья. Всё просто. Хорошие, подходящие типажи. Были и художники, гримеры, что согласились содействовать, работать «ради идеи». Был и оператор! Со своей техникой и с большим опытом работы. Он же, планировали мы, помог бы нам с монтажом, звуком, постобработкой. Всё складывалось! Но… В какой-то момент перестало складываться. Всё, в конце концов, упиралось в оператора, который перед тем как начать планировать с режиссёром будущую работу, делать с ним раскадровки, обсуждать визуальную концепцию и т.д. – должен был сценарий прочесть. Ну, а так как никто никому не должен и он работал за «идею», то и решил оператор откладывать прочтение сценария «на завтра». И растянулось это «на завтра» на несколько месяцев… А потом он просто уехал. Ему предложили какую-то выгодную подработку , ему нужны были деньги, вот и всё. И всё развалилось! Сказать, что мы отчаялись? Неправда. Но мы сделали один прекрасный вывод: когда работаешь с другими людьми, неважно – друзья это, знакомые люди или нет. Какими бы бескорыстными и самоотверженными они не были – им всё равно нужно хоть что-то, но платить. Оплата рождает какую-никакую ответственность людей друг перед другом. И это нормально. И когда мы посчитали, сколько по-хорошему и кому мы были бы должны, если бы пошли дальше рисования раскадровок, сумма уже вышла такая, которая нам пока ещё и не снилась.
Да, серьёзные киношники - ищут продюсеров, ищут студию, ищут варианты продвижения и спонсирования и не тратят время на ерунду.
Но нам всё-таки приходится тратить, чтобы хотя бы потом на нас кто-то вдруг обратил внимание. Возможно и ради этого, а не только ради идеи…
Что же случилось после того провала? Решили пойти дальше. Написать еще более простой сценарий, с еще меньшим количеством действующих лиц с еще более доступной локацией. А именно – нашей кухней и с нами самими в главной роли. Банально до ужаса! Но может сценарий получится сумасшедший и гениальный? Пока не написался такой.
А вообще и мой любимый Линч писал, что настала эра цифровых камер и каждый может выйти на улицу и снимать. Не умеешь? Учись. Научиться этому делу самостоятельно при желании тоже сможет каждый. Что многие «серьёзные» ребята обычно слишком уж кичатся своей любовью к «плёнке». Неудобной, дорогой, доставляющей массу проблем. Дескать, вот, где душа! Вот, где возможно истинное искусство (к слову, любые визуальные эффекты пленки доступны и цифре с помощью всевозможных видео-редакторов)! Это противопоставление аналогично, как если бы нашлись любители «душевных» печатных машинок, противопоставляющие их «бездушному» компьютеру, word’у…