Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Незабываемые впечатления о летнем отдыхе в Крыму

Жертвы раскаленного «пазика»: как я побывала на экскурсии в Воронцовском дворце

Хорошо летом в Крыму! Ой, что это я?! За окном промозглая московская осень. Свое законное место на вешалке заняли плащи и куртки. Да и зонт важно не забывать. Почему же моим сознанием вдруг овладело прекрасное черноморское побережье?

 

Причин две. Во-первых, любители все планировать (самые несчастные, надо сказать, люди в эпоху коронавирусных ограничений) как раз к концу осени начинают задумываться о лете. Многие отели уже открыли раннее бронирование и обещают большие скидки. А во-вторых, я только что получила письмо. Письмо из лета. Ответ крымского Роспотребнадзора на мое июльское обращение.

И давайте не будем шутить на тему медлительности южан, которым потребовалось три месяца на то, чтобы отказать мне в проверке моего заявления. И на почту грешить не станем: она в данном случае точно ни в чем не виновата. Просто дело оказалось совсем не таким простым, как представлялось мне минувшим летом, когда я направила в Роспотребнадзор вылившийся на бумагу крик души. А было это так.

В июле 2021 года в Крыму было действительно чудесно. Засияло солнце. Прогрелась морская вода. По вечерам свежий ветерок позволял отдохнуть от жары и сдувал комаров. В общем, уголок рая. Ну, с некоторыми оговорками, конечно. И дело даже не в том, что рай трудно представить себе густонаселенным. А в Крыму в июле заняты каждый номер в гостинице, каждая лавочка в парке, каждый лежак на пляже. Но главное отличие от рая — наличие многочисленной и разнообразной администрации. Организаторов процесса массового отдыха. Людей, способных отравить его своей жадностью в изящном сочетании с бестолковостью.

Будучи любителями не только пляжа, но и достопримечательностей, мы с родственниками записались в санатории, где отдыхали, на экскурсию в Воронцовский дворец. Сразу скажу: увидеть этот памятник культуры надо обязательно. Ехать туда стоит хотя бы ради волшебной красоты парка с хрустально чистыми прудами, удивительными деревьями и волшебным видом на горы. Да и дворец необычной архитектуры тоже очень красив и интересен. Одна беда — до этого места надо как-то добраться.

Жизнерадостная женщина, распространитель билетов, каждый день появлявшаяся в нашем санатории, обещала нам комфортабельный автобус и увлекательную экскурсию. Стоило это довольно дорого, но кто же в отпуске экономит на удовольствиях! Деньги были заплачены, билеты получены — и мы в приподнятом настроении отправились на экскурсию.

Автобус сразу же поразил наше воображение. Это был «пазик». Думаю, что читателю зрелых лет нет необходимости что-либо пояснять. Для тех же, кто помоложе и не застал советский автопром, скажу, что ПАЗ — это Павловский завод в Нижегородской области, с 1950-х годов выпускавший автобусы, перевозившие пассажиров чуть ли не по всей нашей необъятной родине. Славились эти машины не слишком привлекательным внешним видом, спартанским оснащением, повышенной тряскостью и абсолютной неубиваемостью. Ржавые, покореженные, с плохо открывающимися или до конца не закрывающимися дверями, они таскались по разбитым дорогам районного значения и перевозили не привыкший к лучшему народ. Впрочем, не стоит говорить о «пазиках» в прошедшем времени. Как мы теперь знаем, в некоторых местах они все еще с нами. Более того — гордо носят имя комфортабельных экскурсионных автобусов.

Сейчас я прекрасно понимаю, что именно тогда мы и совершили главную ошибку. Вместо того чтобы с воплями ужаса бежать подальше от «пазика», возмущаться, пытаться вернуть деньги за экскурсию, мы послушно погрузились в его чрево. Наверное, виной всему жара, притупляющая восприятие и мешающая мыслить здраво. Понятно, что в «пазике» не было кондиционера. С тем же успехом можно было искать климат-контроль в избушке Бабы-яги. Вентиляция, задуманная инженерами ПАЗа году приблизительно в 1970-м, когда этот экземпляр, вероятно, сошел с конвейера, сломалась, судя по всему, еще при советской власти. В общем, в салоне, при температуре на улице +32, слышно было, как с пассажиров капает пот.

Довольно бодрая для этих обстоятельств дама-экскурсовод начала обещанный увлекательный рассказ. Но минут через 20 микрофон сломался (как сказала сама гид, «видимо, от жары»). Предприняв несколько безуспешных попыток его починить, экскурсовод прокричала, что продолжит, когда мы приедем.

Часа через два тушенные в собственном соку туристы добрались-таки до Воронцовского дворца. Не могу не отдать должного физической форме нашего гида: эта далеко уже не юная женщина, которая, как и мы, тряслась в безвоздушном пространстве «пазика» по извилистым крымским дорогам, едва ступив на землю, рванула с места как на спортивных соревнованиях. Забег по парку сменился забегом по дворцу, а затем — забегом по территории в обратном направлении под устрашающие окрики «автобус ждать не будет!».

И здесь мы совершили вторую фатальную ошибку. Надо было прекратить бежать, отказаться от возвращения на «пазике» и вызвать такси. Стоило бы это очень и очень дорого, но что может быть дороже жизни и здоровья? Но советское воспитание (общественное выше личного!) заставило нас, задыхаясь, гнаться за экскурсоводом.

А потом была обратная дорога, оказавшаяся еще более драматичной. Похоже, наш водитель очень куда-то торопился. Он разогнал наш перегретый автобус километров до 100 и на этой космической для «пазика» скорости совершал неизбежные в горном Крыму виражи. До места назначения оставалось еще около получаса езды, когда нашей пожилой родственнице стало плохо. Поскольку экскурсионный автобус развозит туристов по отелям и в тот момент как раз должен был сделать очередную остановку, мы попросили высадить и нас. У экскурсовода это вызвало насмешливое удивление («А что, в такси ей сразу хорошо станет?»), а у опаздывающего куда-то шофера — приступ ярости. Не дожидаясь, пока мы выйдем и поможем спуститься по ступенькам своей 80-летней родственнице, он тронулся с места, одновременно закрывая двери. Только чудо уберегло нас от тяжелых физических травм. Моральная же травма нам точно была нанесена.

Обо всем этом я и написала по возвращении в Москву в организацию, стоящую на страже интересов потребителя, — Роспотребнадзор. Обращалась я и к организаторам экскурсии, но на ответ не рассчитывала. Его и не последовало. Кому интересен уже уехавший турист! Ведь денег от него точно больше не поступит. А вот Роспотребнадзор на мое заявление прореагировал. Сначала, правда, потребовалось удостоверить мою личность. Для этого мне предлагалось в определенный день (в сентябре) явиться по указанному адресу в Алуште или Ялте. Не в силах выполнить это условие, я отправила чиновникам копии документов, подтверждающих, что я это я. Прошел еще месяц, и мне наконец-то ответили по существу: «…размер минимальной и максимальной температуры в автомобильном транспорте регулируется п. 3.3.3 Распоряжения Минтранса России «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания…». При этом контроль за соблюдением данной нормы не входит в компетенцию службы Роспотребнадзора… От вас не поступили сведения, подтверждающие факты нарушений, в связи с чем проведение контрольных (надзорных) мероприятий… не представляется возможным».

Что называется, коротко и ясно. И возразить нечего. Во время экскурсии у меня, к сожалению, не было с собой аппаратуры, фиксирующей температуру воздуха. Да если бы и была, Роспотребнадзор, как оказалось, этим вопросом не занимается. Заснять на видео тот момент, когда автобус тронулся с места, а его двери беспощадно зажали 80-летнюю женщину, мне действительно не удалось. Просто в голову не пришло вести съемку, когда все мысли были о том, как не дать человеку разбиться. И даже момент, когда экскурсовод кричала через весь салон, что микрофон сломался от жары, я тоже не задокументировала. А надо было, конечно…

Не стану заочно полемизировать с сотрудниками Роспотребнадзора, которые, безусловно, гораздо компетентнее меня в вопросах «проведения контрольных мероприятий», хотя мне и кажется, что летом, до окончания туристического сезона, можно было произвести «контрольную закупку» экскурсионных билетов у фирмы, данные которой я указала, и убедиться в справедливости моих претензий. Но нельзя значит нельзя. У меня, в общем-то, и не было задачи кому-нибудь страшно отомстить. Хочется совсем другого — чтобы в следующем сезоне очередные туристы не перегревались и не укачивались в раскаленном «пазике» и не сталкивались с отношением к себе как к людям второго сорта. Об этом, похоже, приходится только мечтать.

Так что же посоветовать нашим несгибаемым туристам? Ехать ли в Крым? Обязательно! Он воистину прекрасен! Приобретать ли билеты на экскурсию? Конечно! Но постараться уточнить заранее, какой транспорт вам предоставят. И если есть минимальная возможность, предпочесть индивидуальный тур на приличной машине. Ну а если вы в душе экстремал и готовы из соображений экономии провести несколько часов в прогретом градусов до 45 «пазике», не забудьте вооружиться техникой для видеофиксации. Фотографируйте и записывайте все происходящее. Тогда потом у вас получится то, что не удалось мне, — достучаться до Роспотребнадзора и помочь следующим поколениям туристов обойтись без физических и моральных страданий

ЕВГЕНИЯ БАСОВСКАЯ

Источник

193


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95