Начиная с января кошельки почитателей Бахуса и поклонников табачного дыма будут худеть гораздо быстрее. То же касается любителей прокатиться с ветерком. Это следствие решения правительства о повышении акцизов на топливо, табак, а также на некоторые виды алкогольной продукции. За счет этих мер чиновники намерены пополнить федеральный бюджет будущего года дополнительными 430 млрд рублей. Для рядового потребителя это выльется в лишние расходы, которые ощутимо ударят по карману.
Пытаясь найти способ сократить дефицит бюджета, государство идет по проторенной дорожке и делает ставку на проверенные источники доходов, коими являются поступления от продажи вредной для здоровья продукции — табака и алкоголя, а также от сбыта горючего. С 2017 года акцизы на перечисленные товары вырастут. Законопроект, содержащий такие поправки, уже прошел первое чтение в Госдуме.
В соответствии с ним акцизы на содержащие никотин изделия поднимутся на 10%, а на вино (без содержания этилового спирта) — в 2 раза. Акцизы на бензин четвертого и пятого классов вырастут на 6,5% и на 36,4% соответственно. То же коснется и дизельного топлива, акцизы на которое станут больше чем на треть.
Индексация продолжится и в будущем. За три года акцизы на табачные изделия вырастут на 30%, а на бензин марки АИ-95 (с 2018 года в России будет разрешен бензин не ниже 5-го класса) — почти на 50%.
Чиновники рассчитывают, что увеличение акцизов позволит дополнительно направить в федеральный бюджет 430 млрд рублей в 2017 году, 345 млрд — в 2018-м и 487 млрд — в 2019-м (всего — 1,26 трлн). С одной стороны, это станет хорошим подспорьем для казны, дефицит которой только в будущем году оценивается в 2,74 трлн. Те же меры могут позволить латать дыры и в 2018–2019 годах, дефицит бюджета за которые прогнозируется на уровне в 3,1 трлн.
Однако, поднимая акцизы, государство в очередной раз пытается сделать свою работу чужими руками, возлагая ее на рядового потребителя. «Табак, алкоголь и горючее — это столпы доходов российской казны. Только курильщиков в нашей стране насчитывается около 40 млн. Транспортом пользуется практически каждый россиянин. Соответственно, в их карманы и собирается залезть государство», — рассуждает исполнительный директор общероссийского движения «За права курильщиков» Андрей Лоскутов.
Минимальный рост цен, который ожидает табачную продукцию, по расчетам эксперта, составит 10%. Впрочем, есть более пессимистичные предположения, если им верить — «никотиновые палочки» определенных сортов вырастут в цене на целых 30%.
Прогноз относительно цен на топливо также не внушает оптимизма. По мнению начальника аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергея Суверова, литр горючего на заправке будет обходиться также как минимум на 10% дороже. Впрочем, поскольку транспортные расходы топливных компаний вырастут, то они не упустят возможность вполне обоснованно накинуть еще 5–10%. Тогда АИ-95 рискует подорожать с нынешних 38,2 до 44–46 рублей, а заправка стандартного бака в 40 литров будет стоит не 1,5 тыс., а 1,7–1,8 тыс. рублей.
По мнению президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, сорта вина, на которые распространяется повышение акцизов, поднимутся в цене примерно на 10–20%. Вместе с этим, по его словам, серьезный удар будет нанесен и по самим производителям. «Нам не раз обещали поддержку со стороны государства, а видим мы обратное — увеличение фискальных сборов. Это крайне отрицательный инвестиционный сигнал. Как в таких условиях можно говорить о борьбе с алкоголизмом?» — сетует эксперт.
Все опрошенные «МК» эксперты солидарны в одном: повышение акцизов — далеко не самый убедительный и оправданный способ увеличения доходов бюджета. Курить, закладывать за воротник или ездить на автобусах россияне вряд ли перестанут. Поэтому чиновникам вполне по силам собрать те дополнительные средства, на которые они рассчитывают. Однако не исключено, что население, доходы которого сокращаются уже третий год подряд, будет экономить на покупке других товаров — например одежды и продуктов. «В связи с этим успех кампании по спасению бюджета будет нивелирован и выигран в одном секторе, но государство потеряет в другом», — полагает Сергей Суверов
Николай Макеев