Однажды на просторах Рунета мы познакомились с Андреем Гончаровым, замечательным человеком, кинопродюсером, автором сценариев нескольких российских полнометражных мультфильмов, находящихся в производстве кинокомпании «Парадиз», музыкальным продюсером. В свободное от работы время Андрей занимается тем, что собирает материалы о выдающихся деятелях культуры с целью повысить уровень культурного образования нынешней молодёжи. С этой же целью он создал сообщество в Живом Журнале под названием «Чтобы помнили».
Сегодня мы начнём публиковать подборку материалов о великом композиторе — Никите Владимировиче Богословском.
***
Родился 22 мая 1913 года в Санкт-Петербурге.
Отец — Богословский Владимир Львович. Мать — Богословская (Поземковская) Елена Михайловна. Супруга — Сивашова Алла Николаевна, композитор. Сын — Богословский Андрей Никитич, литератор, музыкант.
Бабушка Никиты — Надежда Николаевна слыла прекрасной пианисткой. Но на молодых родителей Никиты огромное впечатление произвела запись в его школьном аттестате: «Склонность к градостроительству и химии». Они мечтали увидеть ребенка строящим города и
Но бабушка сказала: «Нет!» И «химик» угодил в музыкальную школу. Его усадили за рояль. «Вы не представляете, — вспоминал Никита Владимирович, — как я ненавидел этот инструмент!» Огорченные родители смирились и разрешили ребенку на рояле вообще не играть.
И вот тут произошло нечто характерное. Мне дозволено не играть на рояле? И мальчик прямо-таки прилип к клавишам. Более того, стал бренчать на них
Вскоре состоялось и публичное признание. Никиту пригласила на день рождения подружка Дита. Ей исполнилось 7 лет, и он написал в честь этого события вальс. Вальс очень понравился гостям — и дяде Леде, и дяде Мише, и дяде Исааку, и трем дядям Володям.
Вундеркинда стали приглашать на детские торжества, как бы в назидание своим отпрыскам — вот ведь какие бывают хорошие дети! Но гость Никита был беспокойный. На дне рождения у мальчика Саши Менакера, в дальнейшем папы Андрюши Миронова, он расколол фарфоровую вазу. Заплакал: «Я разбил красивую новую вазу!» Его успокоили: «Не плачь, не такая уж она новая. Ей уже 200 лет».
В консерваторию его приняли с партитурой оперы «Мечта мира». Дальнейшее, в
В мире музыки у Богословского все хорошо и даже очень: рояль его обожал, женщины его боготворили, народ им восхищался.
Нет, «шероховатости», конечно, были. Из консерватории его выгнали с
Правда, была «шероховатость» и покруче. Внук царского камергера показался недоучившемуся семинаристу, а впоследствии генералиссимусу недостаточно аристократичным. Так и сказал: «Кабацкие песни!». Это, очевидно, про всенародно любимые «Темную ночь» и «Шаланды»…
В списке произведений Богословского — симфоническая и камерная музыка, сочинения для музыкального театра, песни и музыка к кинофильмам и мультфильмам. Он автор 8 симфоний, написанных в период с 1940 по 1991 г., симфонической повести «Василий Теркин» (
Эдуард Графов