Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Никита Владимирович Богословский

Однажды на просторах Рунета мы познакомились с Андреем Гончаровым, замечательным человеком, кинопродюсером, автором сценариев нескольких российских полнометражных мультфильмов, находящихся в производстве кинокомпании «Парадиз», музыкальным продюсером. В свободное от работы время Андрей занимается тем, что собирает материалы о выдающихся деятелях культуры с целью повысить уровень культурного образования нынешней молодёжи. С этой же целью он создал сообщество в Живом Журнале под названием «Чтобы помнили».

Сегодня мы начнём публиковать подборку материалов о великом композиторе — Никите Владимировиче Богословском.

***

Родился 22 мая 1913 года в Санкт-Петербурге.

Отец — Богословский Владимир Львович. Мать — Богословская (Поземковская) Елена Михайловна. Супруга — Сивашова Алла Николаевна, композитор. Сын — Богословский Андрей Никитич, литератор, музыкант.

Бабушка Никиты — Надежда Николаевна слыла прекрасной пианисткой. Но на молодых родителей Никиты огромное впечатление произвела запись в его школьном аттестате: «Склонность к градостроительству и химии». Они мечтали увидеть ребенка строящим города и почему-то занимающимся химией.

Но бабушка сказала: «Нет!» И «химик» угодил в музыкальную школу. Его усадили за рояль. «Вы не представляете, — вспоминал Никита Владимирович, — как я ненавидел этот инструмент!» Огорченные родители смирились и разрешили ребенку на рояле вообще не играть.

И вот тут произошло нечто характерное. Мне дозволено не играть на рояле? И мальчик прямо-таки прилип к клавишам. Более того, стал бренчать на них что-то неведомое ему самому. Проще говоря, сочинять музыку. Она произвела приятное впечатление на друга семьи, который был к тому же выдающимся композитором Александром Константиновичем Глазуновым.

Вскоре состоялось и публичное признание. Никиту пригласила на день рождения подружка Дита. Ей исполнилось 7 лет, и он написал в честь этого события вальс. Вальс очень понравился гостям — и дяде Леде, и дяде Мише, и дяде Исааку, и трем дядям Володям. Вообще-то это были Утесов, Зощенко, Бабель, Маяковский, Горовиц, Софроницкий… Несколько позже Никита Владимирович исполнил тот вальс на 85-летии Леонида Осиповича Утесова, папы девочки Диты.

Вундеркинда стали приглашать на детские торжества, как бы в назидание своим отпрыскам — вот ведь какие бывают хорошие дети! Но гость Никита был беспокойный. На дне рождения у мальчика Саши Менакера, в дальнейшем папы Андрюши Миронова, он расколол фарфоровую вазу. Заплакал: «Я разбил красивую новую вазу!» Его успокоили: «Не плачь, не такая уж она новая. Ей уже 200 лет».

В консерваторию его приняли с партитурой оперы «Мечта мира». Дальнейшее, в общем-то, известно. Впрочем, вот что прелюбопытно. Все-таки поэтов-песенников — хоть пруд пруди. А вот прозаик-песенник был один-единственный. Кстати, издал два романа.

В мире музыки у Богословского все хорошо и даже очень: рояль его обожал, женщины его боготворили, народ им восхищался.

Нет, «шероховатости», конечно, были. Из консерватории его выгнали с 3-го курса за «эксперименты». Закончил ее экстерном. Потом выгнали и из дирижеров Александринского театра: после первого акта спектакля, бросив дирижерскую палочку, сбежал на свидание к любимой девушке. А из Союза композиторов его исключали даже дважды.

Правда, была «шероховатость» и покруче. Внук царского камергера показался недоучившемуся семинаристу, а впоследствии генералиссимусу недостаточно аристократичным. Так и сказал: «Кабацкие песни!». Это, очевидно, про всенародно любимые «Темную ночь» и «Шаланды»…

В списке произведений Богословского — симфоническая и камерная музыка, сочинения для музыкального театра, песни и музыка к кинофильмам и мультфильмам. Он автор 8 симфоний, написанных в период с 1940 по 1991 г., симфонической повести «Василий Теркин» (1950—1963 гг.), двух струнных квартетов (1931, 1988 гг.), музыкальных драм по А.Блоку: «Незнакомка» (1972 г.) и «Балаганчик» (1976 г.), балета «Королевство кривых зеркал» (1953 г.), одноактной оперы «Соль» (1932—1980 гг.), 18 оперетт и музыкальных комедий, в том числе: «Одиннадцать неизвестных» (1946 г.), «Весна в Москве» (1972 г.), «Раскинулось море широко» (1943 г.), «Алло, Варшава» (1967 г.) и других. Композитор сочинил музыку к 52 драматическим спектаклям (в том числе «Факир на час», «Свадебное путешествие», «В сиреневом саду»), 58 художественным фильмам: «Остров сокровищ» (1937 г.), «Истребители» (1939 г.), «Большая жизнь» (1939 г.), «Таинственный остров» (1941 г.), «Ночь над Белградом» (1941 г.), «Александр Пархоменко» (1942 г.), «Два бойца» (1942 г.), «Пятнадцатилетний капитан» (1945 г.), «Безумный день» (1956 г.), «Разные судьбы» (1956 г.), «Олеко Дундич» (1958 г.), «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» (1961 г.), «Всадник без головы» (1973 г.), «Жили три холостяка» (1967 г.); 49 мультфильмам: «Кто в сапогах» (1938 г.), «Айболит» (1939 г.), «Бармалей» (1941 г.), «Кораблик» (1956 г.), «Кошкин дом» (1958 г.), «Дюймовочка» (1964 г.), «Мой зеленый крокодил» (1966 г.), «Скамейка» (1967 г.). Никита Богословский написал около 400 песен, среди которых такие популярные, как «Я на подвиг тебя провожала», «Любимый город», «Спят курганы темные», «Темная ночь», «Шаланды», «Три года ты мне снилась», «Лизавета», «Старый извозчик», «Днем и ночью», «Почему ж ты мне не встретилась», «Уходит бригантина», «Звезда моих полей», «Аленушка», «Солдатский вальс», а также музыкальную картинку «Старая Одесса», две увертюры в классическом стиле, музыку для многочисленных эстрадных спектаклей и радиопостановок.

Эдуард Графов

1205


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95