Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Ночь в музее

40% зданий российских музеев находятся в неудовлетворительном состоянии

Саратовский музей встретил избранного президента давно забытым уютом XIX века. Старинными, кованными лестницами первого российского музея (открыт в 1885 году) его провели к приготовленному для заседания столу – в Петровский зал русской живописи середины XIX века. Там, среди полотен передвижников, премьер и провел совещание с музейщиками.

По данным Минкультуры, на 1 января 2011 года в России насчитывалось более 2,5 тыс. музеев с филиалами. Общий объем хранящихся там фондов составляет без малого 83 млн предметов. В общей сложности за год в они приняли 81 млн посетителей, в том числе 17 млн детей и подростков. (Для сравнения, театры в том же году посетили 30 млн, а библиотеки – 60 млн человек). «Регулярно ходить в театры вообще стало правилом хорошего тона и даже модой»,-- отметил Путин. Таким образом, вопросы, обсуждаемые в саратовском музее, касаются подавляющего большинства россиян.

Прежде всего, на совещании выяснилось, что половина музейных предметов не проходят своевременной реставрационной и консервационной профилактики, а более 15% нуждаются в полномасштабной научной реставрации. Между тем лишь каждый десятый музей имеет квалифицированных реставраторов и столько же располагают отдельными, приспособленными зданиями для размещения фондов. Не являются исключением и хозяева саратовского совещания. И это еще не худший вариант: свыше 40% зданий российских музеев находятся в неудовлетворительном состоянии, из них 34% требуют капремонта, а 6% признаны аварийными. Должно быть, поэтому Лувр посещают чаще, чем Эрмитаж, вздохнул ВВП. (Париж в 2010 году принял более 30 млн туристов, а не уступающий ему по достопримечательностям Санкт-Петербург – всего 5 млн, констатировал он).

Хромает и законодательство, признал премьер: «Для культуры неприемлемы правила закупок, где побеждает не качество, а дешевые цены. А иногда и вовсе доходит до смешного: размещая заказы на полевые работы, археологи должны заранее указать результаты. Это же невозможно! Прошу Минфин в кратчайшие сроки представить свои соображения на этот счет. Это, кстати, облегчит и переход к государственно-частному партнерству в сфере культуры».

Перечень проблем продолжил министр культуры Александр Авдеев. Это -- «недофинансирование, недострой, низкие зарплаты музейных работников, тяжелейшее положение с депозитариями музеев (кое-где их площади таковы, что на экспонат приходится 1 кв см площадей). Не решена проблема госгарантий на иностранные выставки, из-за чего мы вынуждены платить живые деньги. За недавнюю выставку Пикассо, например, мы только что заплатили $ 600 тыс. А все потому, что у нас доминируют интересы бухгалтеров, а не культуры! Не хватает средств на приобретение экспонатов, составляющих национальную гордость. У министерства на это денег нет. Приходится обращаться к спонсорам, и они идут нам навстречу. Но меценатов надо как-то благодарить! (Закон о налоговых льготах спонсорам на них не распространяется). Наконец, надо плотнее увязать школьную программу с музеями. В любом музее мира регулярно проводятся уроки. А у нас посещение музеев школьниками – эпизодическое!»

Вопрос с госгарантиями зарубежных выставкам решить с наскока не удалось – начать решили с разработки ее финансового механизма. А вот часть других проблем, дал понять ВВП, будет решена. Пошлины на ввоз в Россию культурных ценностей уменьшат (министр культуры напомнил Путину, как тот ввозил в Москву из Чехии выкупленный им «фарфоровый иконостас, и таможенники потребовали заплатить за это»). Минфин обязали изыскать дополнительные средства на приобретение новых музейных экспонатов: нынешние $ 5 млн в год, по словам премьера, «это – не серьезно». В рамках же федеральной целевой программы «Культура России» на 2012-2018 годы, сообщил он, на развитие музеев предусмотрены 67 млрд рублей – вчетверо больше, чем в 2006-2011 годах (15 млрд). Тогда, наконец, музейщики в полной мере займутся пополнением и страхованием музейных коллекций, строительством фондохранилищ, а там, глядишь, и замахнутся на святое: перейдут на новые формы представления экспонатов с использованием современных информтехнологий. Кроме того в России будет построен музей современного искусства – аналог музея Помпиду в Париже по экспозициям и Эрмитажа -- по площадям. Осталось всего ничего – начать реализовывать замечательную программу.

— Я чувствую, мы не зря сегодня собрались,-- отметил Путин. — Проблем поднакопилось!

Москва-Саратов

материал: Марина Лемуткина

700


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95