«Я тебя услышал» - завершающий альбом трилогии «Жизнь замечательных людей» (первые две части «Семеро Смертных» и «Оттепель» увидели свет в 2014 и 2016 годах соответственно). На этот раз в поле зрения группы «НОМ» попали вечные человеческие ценности - брак, семья, дружба, верования и социальные сети. Нельзя сказать, что коллектив не затрагивал эти темы в предыдущих работах, но на сей раз основатели драматического идиотизма (с этим стилистическим самоопределением «НОМа» поспорить очень сложно) подошли к вопросу с особенной обстоятельностью. «Я тебя услышал» - своего рода мастер-класс и практическое занятие по драматическому идиотизму. «НОМ» показывает неофитам жанра вроде «Громыки», что концептуальный альбом нельзя составлять из всего, что сочинилось, а песню не следует строить на повторении одной фразы, какой бы дикой она ни была. Тему надо раскрывать по возможности полностью, сюжет произведения полагается доводить через кульминацию к развязке, а не бросать на полуслове. При этом некоторая театрализованность происходящего, всегда характерная для «НОМа», не мешает группе в работе над текстами. Поэтическая составляющая альбома содержит массу неожиданных оборотов и гомерически смешных моментов - «НОМ» по ходу дела опровергает устоявшуюся максиму, что интересные тексты нужно искать только у рэперов.
Диск начинается с разговорного эпиграфа, стилизованного под старую запись с «шумами». Старческий голос театрально провозглашает: «Вам, молодым, всё это не понять, вы это всё не пережили, вам гаджет заменил родную мать, а мы, отцы, [...] на вас ложили». После этого звучит тягучая басовитая песня «Раньше было лучше», полностью состоящая из жалоб на нынешнее время и восхвалений старого. «НОМ» по традиции никуда не торопится и крайне размеренно произносит фразы типа «раньше были люди, а теперь микробы», что придаёт звучанию зловещей весёлости. Скомороший трек «Я тебя услышал» посвящён одной из самых дурацких формулировок современного делового общения - впрочем, взгляните на обложку, чтобы понять, какой смысл «НОМ» вкладывает в это выражение и кто там кого услышал. «Песню про зайцев», начинающуюся вполне медитативно, по ходу дела бросает то в хард-рок, то в хорал. «Северное сияние» с женским вокалом оказалось мрачной сказочкой, а в «Считалке» «НОМы» расщедрились на россыпь абсурдных припевов и внезапных рифм под ритмы ча-ча-ча.
После этого группа пылко возвращается к заявленной тематике. «Семь дней в неделю я не один, семь дней в неделю с друзьями гудим», - так начинается «Песня о дружбе», а далее в тексте события развиваются довольно удивительным образом, весьма контрастирующим с используемой в треке музыкальной эстетикой советской эстрады. Две финальные песни называются «Муж и жена» и, что характерно, «Сатана». При этом Сатана весьма активно фигурирует не только в тексте именной композиции, но и в «Муже и жене». «НОМ» же здесь ещё увеличивает творческую амплитуду, мгновенно переходя от монотонного бубнежа к исполненными пафоса припевам «Сатана не помог, сатаны просто нет, в него верят лишь малые дети и старые бабы».
Алексей Мажаев, InterMedia