Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Нонна Скегина — молодец

24 мая 2018 года, четверг, день 5327

Я был уверен, что Дмитрий Михайлович Меньшиков сегодня работает с девяти утра до шести вечера. Но когда дело имеешь с Д.М. Меньшиковым, никогда ни в чём уверенным быть нельзя.

Оказывается, Дмитрий Михайлович с двух часов сегодня, и это смешало все мои планы. Я планировал приехать пораньше, надиктоваться, но если его нет — зачем мне ехать?

В девять утра позвонил в офис, спрашиваю:

— А где Меньшиков?

— Мы не знаем. Он вроде с двух сегодня.

Я пробыл дома до двух часов дня. Потом отправился в «Новую Лигу». Сполоснулся в душе, пообедал, вернулся в офис, продиктовал Меньшикову один материал и отправился к Нонне Михайловне Скегиной.

(Такой Нонна Скегина была в 1959 году)

Нонна Михайловна — великая женщина.

Во-первых, потрясающий знаток театра.

Во-вторых, человек всесторонне развитый. Знает хорошо литературу, историю, музыку, живопись, архитектуру.

В-третьих, много лет Нонна Михайловна работала бок о бок с Анатолием Васильевичем Эфросом.

Мы знакомы с 1959 года. В первый раз я увидел её в редакции газеты «Смена» в Ленинграде.

Я в газете печатался и всё свободное время старался проводить в стенах редакции.

В Ленинград приехал на гастроли театр, где Нонна Михайловна была завлитом.

В обязанности завлита входило налаживание связей с журналистами во время гастролей. Приглашение их на спектакль, проведение пресс-конференций, поэтому она и пришла в газету «Смена».

Отделом искусства тогда заведовал Георгий Михайлович Бальдыш.

Умный, добрый, отзывчивый и благородный человек. Себя он считал писателем, а не журналистом. В газете работал из-за денег. Всё-таки есть зарплата и небольшой гонорар.

Тогда вокруг отдела литературы и искусства газеты «Смена» группировались многие талантливые режиссёры, писатели, драматурги, сценаристы, критики.

Именно там я познакомился с Володей Соловьёвым и его девушкой (потом они стали мужем и женой) Леной Клепиковой. Туда иногда заглядывал Сергей Довлатов, но его не печатали. Сергей Довлатов заниматься журналистикой не хотел, а рассказов газета практически не публиковала.

В газете тогда работали Людмила Региня, Галина Зябликова (или Зяблова), муж и жена Телькинены, Варсобин, Геннадий Петров, Любицкая, Лев Сидоровский…

Я практически знал всех сотрудников, а сейчас начал вспоминать, и, оказывается, многих забыл начисто. Редактировал газету в то время Сергей Высоцкий — человек карьерный, деловой и постоянно куда-то спешащий.

Вот так — одно имя, и сразу ассоциация к другим именам.

Нонна Михайловна Скегина с первой минуты со мной перешла на «ты». Раз она на «ты», то и я с ней был на «ты».

Потом уже, когда я переехал в Москву, я с ней довольно часто встречался. Она работала в театре «На Малой Бронной», в Театре имени Ленинского Комсомола. Она была рядом с Эфросом, когда он ставил спектакли во МХАТе и в Театре на Таганке.

В последние годы Нонна работала в Министерстве культуры, если я не ошибаюсь, советником министра. Тогда министерство возглавлял Евгений Сидоров.

К Нонне я поехал ибо там отмечали сорок дней со дня смерти её двоюродной сестры.

Так переплетаются судьбы, что с этой родственницей Нонны Скегиной я дружил с 1962 года.

Там собрались коллеги моей приятельницы, человек восемь. Вечер памяти прошёл хорошо.

После этого вернулся на фирму, где меня ждал Тимур Всеволодович с телевидения.

Он взял у меня интервью для телефильма о клоунах.

Полтора часа шла съёмка. Я подробно рассказывал о Енгибарове, Никулине и Шуйдине, Ротмане и Маковском, Грачике Кещяне (талантливейший клоун прошлого века, рано ушёл из жизни) и других.

А ещё сегодня я ездил в больницу. Доктор меня посмотрел и спросил:

— Бывает слабость?

— Бывает, — сказал я.

— Это нормально, — успокоил меня доктор.

Нонне нынче 86 лет. Она продолжает трудиться, выпустила четыре тома «Эфросониады» — подробного рассказа о том, как создавал спектакли Анатолий Васильевич Эфрос. Потрясающая работа.

Вот так и прошёл весь день. Всё в нём переплелось. Поминки моей приятельницы, встреча с Нонной Михайловной Скегиной, написание писем любимым ученикам, осваивающим «СОЛО», интервью о клоунах, консультация у доктора…

Рядом со мной весь день был Марат Рауфович Рахматулин.

Спасибо ему.

День сложный, грустный, и Марат Рауфович меня поддерживал всё время.

Домой вернулся около часа ночи. Обессиленный, взял диктофон, наговорил дневник, посмотрел почту и внимательно разглядывал фотографии новых учеников.

И произошло удивительное: я вдруг почувствовал прилив сил. Мне расхотелось спать.

Это здорово, когда рядом с тобой понимающие люди: ты нужен им, а они нужны тебе.

Роман Гончаров   Роман Гончаров
Анна Ширыкалова   Анна Сергеевна Ширыкалова
Евгений Руссков   Евгений Руссков
Анна Нагорнюк   Анна Нагорнюк
Полина Громыко   Полина Громыко
Галина Андрейко   Галина Андрейко
Инесса Каминская   Инесса Каминская
Николай Королёв   Николай Александрович Королёв
Мирослав Кузьменко   Мирослав Анатольевич Кузьменко
Артёмова Кристина Николаевна   Кристина Николаевна Артёмова
 

Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян.

P.S. Планировал сегодня написать материал о Юрии Иосифовиче Бузиашвили и в очередной раз отложил.

Для проверки, правильно или нет играют актеры, надо поставить толстое стекло между ними и залом. Если залу не слышно, но понятно, следовательно, они играют правильно.

Анатолий Эфрос (1925-1987), театральный режиссёр, педагог.

1121


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95