В те моменты, когда ностальгические нотки проникают в то место, где у человека душа, всплывают воспоминания из детства…
Его пальцы снова выстукивают какой-то завораживающий ритм, и мне очень хочется повторить. Мой дед, Иван Степанович, был Главой Рода. Вокруг него всегда собирались родственники, друзья...
Сколько помню, в его доме всегда было многолюдно и всегда было застолье, где нам, внукам, непременно находилось место. Взрослые разговоры не всегда были понятны, но очень занимательны. То, с каким азартом они рассказывали какие-то истории, давало повод думать, что мои родственники самые замечательные люди, самые жизнерадостные и дружные. Не знаю, как это можно было увязать между собой, но выводы были именно такими. И, когда разговоры затягивались, дед начинал выстукивать костяшками пальцев какой-нибудь ритм, а потом, воспользовавшись паузой в разговорах, запевал народные песни. «Ехали казаки из Дону до дому», — затягивал он, и на припеве бабушка, Вера Ивановна, подхватывала первым голосом, а за ней и все собравшиеся за столом. Я подхватывала вместе со всеми уже знакомую мелодию, и это для меня всегда было праздником! Наверно то, что в семье всегда была песня, и сыграло роль в становлении меня, как музыканта.
«Купииииииии! Купи мне это!» — плакала я навзрыд, когда мама оттягивала меня от прилавка магазина, на котором стояло детское пианино с микрофоном. Для того времени это было невиданной роскошью, и мама, конечно же, не купила мне желанную игрушку.
Зато купили брату аккордеон, на котором я могла часами «скулить» какие-то мелодии, которые сочиняла сама, пока дома никого не было. Брат, как многие мальчишки, несмотря на то, что обладал музыкальным слухом и голосом, проучился в музыкальной школе всего год.
Иван Иванович Широнин! Для меня это был святой человек потому, что он учил моего брата играть на аккордеоне! Я тоже очень хотела научиться играть, но на скрипке. Оказалось, что этот инструмент в наших школах не преподавали, и я была еще так мала, что родители пока об этом и не задумывались. Но, когда позади был второй класс общеобразовательной школы, а впереди вступительные экзамены в музыкальной, я заявила, что пойду учиться вместо брата, мне поставили ультиматум: «Если ты идешь учиться, то бросать учебу, как брату, тебе не будет позволено!». Конечно же, я согласилась. Потом много раз пожалела потому, что нужно было учить то, что мне не очень нравилось и вставать очень рано, чтобы успеть на занятия в музыкалку, а потом и в общеобразовательную школу.
Мне нравился школьный хор, в котором я всегда пела вторым голосом и слово «вторым» меня нисколько не принижало, потому, что я услышала, что вторым голосом сложнее петь и для этого нужен хороший музыкальный слух.
Первая музыкальная…
Вторая музыкальная…
Сложно переходить от учителя к учителю и делать уже в этом возрасте выбор, когда совесть говорит, что ты должна учиться у того, с кем договорились родители, а разум подсказывает, что с другим ты научишься большему.
Не важно, это уже не важно, потому, что я всё же поступила в музыкальное училище!
Замечательное время, когда начинаешь жить самостоятельно и после восьмого класса. Начало было легким, наверно, потому, что в школе нам давали достаточно знаний и всё свободное время, когда было включено радио, я слушала передачи о музыке.
Как ни странно, но все это отложилось в памяти, и даже старшекурсницы были в шоке от того, как я легко называла произведения, по которым у них были «угадайки».
Удивительным был первый курс, когда наш замечательный Юрий Александрович Гладков, как отец родной, пестовал каждого и болел за все наши ошибки и радовался нашим победам.
Всегда вспоминаю его с благодарностью, теплом и улыбкой. И в то же время, ощущаю вину перед своей Татьяной… Мой педагог по классу аккордеон, как я виновата перед тобой! Стыд, это то, что я всегда чувствую, в те моменты, когда вспоминаю третий и четвертый курс. Не могу это списать на возраст, потому что безответственности нет оправдания.
Только один момент, который хоть как-то греет воспоминания, это второй курс и конкурс исполнителей на народных инструментах. Нет, я не заняла тогда никакого места, но само участие… нет, скорее даже подготовка к этому конкурсу, сыграла огромную роль в моей жизни.
Именно тогда я поняла, что такое – музыка великого Шопена! Его вальсы, с которыми я жила и дышала, разбудили во мне те чувства и эмоции, которые делают нашу жизнь запоминающейся, яркой и интересной.
Как можно словами описать любовь? Как можно передать вкус поцелуя? Всё, что вы скажете об этом, будет звучать по меньшей мере фальшиво. Мысли искажают действительность, а слова и подавно! Даже тот, кто (как ему кажется) понимает музыку, понимает её по-своему, а это уже не так, как написал композитор. И я играла своего Шопена. Странно слышать Большой блестящий вальс в исполнении на аккордеоне, но меня это ничуть не смущало. Если вы понимаете, то это так, как получать удовольствие от того, что ты делаешь, и что у тебя получается в результате.
Дальнейшее обучение отошло на второй план, а потом и вовсе в прошлые желания и впереди замаячила музыкальная школа, но теперь уже первого сентября я шла в нее не ученицей, а учителем. Быть молодым специалистом оказалось не так уж и сложно, а когда заиграли первые ученики, так еще и гордость появилась. Не всегда получается учителю передать своим ученикам свои умения и навыки, на то они и «свои», но раскрывать их способности всё же получается и в этом предназначение учителя.
В жизни многое поменялось и не раз, и вот теперь детский сад, дом, где развитие способностей, а возможно и дальнейшая судьба малыша, зависит и от тебя.
По прошествии многих лет работы в детском саду, я поняла одно – дети любят игры и праздники. И то, какую они будут слушать и исполнять музыку, какие танцы и сказки отложатся в уголках их памяти, зависит от тебя. Осознавая огромную ответственность за будущее, за музыкальный и эстетический вкус, за знания и понимание музыки, всегда готовишься к каждому празднику или развлечению и занятию со всей ответственностью.
Кажется, что вот только месяц назад они пришли в ясельную группу, и мы знакомимся со звукоподражанием, тихими и громкими звоночками, веселым бубном и расписными ложками, но вот уже и прощаться пришла пора. «Плывут по небу облака…» звучит под сводами зала и бело-голубые шары вырываются из рук старших ребят ввысь – это Первоклассные стиляги покидают детский сад! И ты не можешь сдержать слез, осознавая то, что всё это они понесут уже в другую жизнь и у тебя уже никогда не будет таких воспитанников, потому что они все неповторимые!