Похититель картины Куинджи Денис Чуприков рассказал нам, что в день кражи прошел в Третьяковку без билета, потому что владеет основами гипноза. Нам гипноза не понадобилось: решив проверить бдительность охраны и билетеров после громкого преступления, мы поставили эксперимент — и прошли в Третьяковскую галерею без билета. Как раз сегодня утром, кстати, полотно «Ай-Петри. Крым» вернули на выставку.
После умопомрачительно-дурацкого похищения и возвращения картины Куинджи из Третьяковки все, конечно, засуетились и забегали: усилить охрану! Улучшить сигнализацию! Картины под стекло!
Полотно по-новой мы похищать не пытались. Боже упаси. Мы проверили другое — можно ли, несмотря на «принятые меры», пройти на выставку Куинджи без очереди и без билета. Как выяснилось, сделать это очень легко.
Сразу подчеркнем: эксперимент был проведен не ради любителей музейной халявы. Это была стандартная проверка дыр в пропускной системе, и мы надеемся, что после публикации все они будут залатаны. А теперь смотрите, как мы прошли на модную выставку без билета.
Нет, изначально он был. Сотрудник газеты честно купил электронный билет на выставку Куинджи и в начале января приобщился к прекрасному. Бланк билета сохранился у него в почте. Вроде бы использованный и более непригодный. Но это только вроде бы.
Скан билета мы вывели на компьютер. Персональные данные изменили, дату вписали сегодняшнюю, как и актуальное время сеанса, номера выставили «от фонаря». Штрих-код оставили оригинальный - так что идем с распечатанным старым новым билетом в известном смысле наугад.
Хвост «на Куинджи» перед Инженерным корпусом Третьяковской галереи — метров на сто. Но нам туда не надо, есть план получше. Путь лежит в подъезд номер 2, куда и запускают обладателей электронных билетов.
- Паспорт? Ну, если там дальше спросят — имейте наготове, - улыбается охранник. Смотрит на распечатку и даже не сверяет никаких данных.
Вот оно, фойе, гардероб, откуда-то слева пахнет кофе (когда-то это была крылатая фраза молодых гуманитариев: «в музее должно пахнуть кофе», лет десять уже прошло).
Народу — видимо-невидимо. Но на выставку зайти — надо преодолеть еще один кордон. На котором уже смотрят те самые неподделываемые штрих-коды. Один пост музейных сотрудников, которые считывают их с билетов — на первом этаже выставки (это второй этаж корпуса), другой пост — на втором (третий этаж корпуса), там тоже должны проверять бланки.
На раздумья беру 15 минут — как раз столько осталось до начала «сеанса» - и провожу их в совершенно ненаблюдаемом туалете в подвальном этаже. Кабинок много, сиди хоть часами, никто не хватится. Кстати, а до закрытия тоже можно там досидеть?..
Второй этаж — начало выставки. Люди входят и тут же предъявляют билеты. Так, здесь у сотрудников на входе «планшеты», читающие код. Скверно... Слежу за обстановкой. Ага, у посетителей считывают код и надрывают бумажные распечатки. На продолжении выставки достаточно просто показать надорванный бланк.
Что ж, тихо надрываю фальшивый билетик внутри сумки. И вот, пожалуйста, контролеры на следующем этаже — где продолжение осмотра — спокойно штампуют надорванный билет, ничего не сверяя.
Тот самый пейзаж «Ай-Петри. Крым» - прямо у входа на этаж. Все, кому не лень, с ним фотографируются.
Вообще, кажется, селфи тут делают чаще, чем смотрят картины. Есть и вдумчивые люди — которые тихо ходят (или группой преследуют экскурсовода) и оценивают мазки, но едва ли не большинство — те, кто пришел на модное культурное событие. Фотографируются и во втором зале, где множество вариаций на тему «Ночи на Днепре», прославившей Архипа Куинджи как волшебника «светописи».
Но как же все-таки попасть на первый этаж? Чтобы, так сказать, закруглить достижение? Да проще простого: спуститься сверху с надорванным и проштампованным «билетом», бодро помахать им перед контролерами, сказав «Я сверху» - и вот они, знаменитые куинджиевские «рощи». Смотри — не хочу. Без билетов, регистрации и СМС.
На выходе из здания, кстати, всех просят показать сумки: учатся на ошибках. Ну что ж, теперь, видимо, галерее придется освоить выдачу посетителям браслетов, как на концертах - «дыра» в безопасности, как видите, достаточно внушительная.
Автор: Константин Белых