Политика везде: на телевидении, в газетах, в интернете, в художественных произведениях, в школьных учебниках, в кинотеатрах. Теперь она пытается пробраться и в комиксы.
На самом деле, дух и «нотки» политики всегда присутствовали в комиксах. Даже первые американские комиксы, за счёт которых прославилась «жёлтая» пресса известного медиамагната Уильяма Хёрста, были нарисованы специалистом по политической карикатуре Уинзором Маккеем.
В «золотой век» комиксов – 1938-1955 годы – появилось новое направление. Супергерои захватили разум миллионов людей. С кем боролись эти супергерои? С нацистами, коммунистами, корейцами и другими реальными злодеями и противниками. Политикой были пропитаны даже имена самих супергероев – к примеру, Капитан Америка.
В наше время всё чаще на страницах комиксов можно встретить реальных политических деятелей – не собирательный образ всех политиков, не персонажей с ярко выраженными чертами какого-либо строя, а тех, про кого целыми днями твердят с телеэкранов.
Так, в восьмом выпуске комиксов серии "Doomsday Clock", созданной компанией DC, которая ответственна за появление Бэтмена, Супермена, Аквамэна и других «суровых» супергероев, появился президент РФ Владимир Путин. Глава государства выясняет отношения с главным персонажем DC – суперменом, стоя на Красной площади, и обвиняет США в тайно сборе армии. Главной задачей Путина становится поиск Огненного шторма, который превращал российских граждан в стекло.
И дело не в банальном «американцы тупые». В наших комиксах, издающихся преимущественно компанией Bubble, такого «политического» добра тоже навалом. Причём в России просекли фишку, что комиксы и гик-культура в целом – это тренд, а, следовательно, при помощи неё можно вести диалог с молодёжью. Роскосмос, например, после выхода трейлера новых «Мстителей» в своей официальной группе ВК разместил пост о том, что команда для поиска и спасения Тони Старка (в трейлере этот персонаж одиноко дрейфует в космосе без малейшей надежды на спасение) уже собрана.
И дебют Путина в комиксах DC, и попытка Роскосмоса попиариться за счёт «Мстителей» – всё это смотрится крайне глупо и убого. Это и есть основная проблема синтеза политики и графических произведений. Не в том, что детям могут промыть мозги (вы слишком плохо знаете принципы работы детского мышления, если считаете, что подражание американским супергероям может сделать из него русофоба), и не в том, что всё наше окружение политизировано (это и без комиксов было понятно). Проблема в том, что эту политику не могут нормально и интересно запихнуть в супергеройские миры. Да и аудитория преимущественно не та, чтобы оценить серьёзные заявления президента.
Существует огромное количество комиксов не про супергероев, в которых показана сатира на реальную политическую картину. Взять хотя бы «Сказки» Билла Уиллингхэма: персонажи народных сказок и произведений фольклора вынуждены выживать в Нью-Йорке с его реальными, «не сказочными» жителями. В этом, без преувеличения, постмодернистском произведении есть и аллюзии, и отсылки, и намёки на реальные происшествия в Мире (словно в Южном Парке, но не так пошло).
Но фольклор – это одно. Он по-прежнему влияет на культуры, народы, правила, обычаи и поведение. А супергерои – это некие идеализированные персонажи, которые воплощают в себе всё лучшее, что может быть в людях. Политикам, как бы их образ ни пытались сконструировать миллионы подчинённых, от идеальных личностей далеки.
Именно поэтому политика смотрится смешно рядом с супергероями, а не наоборот.
Роман Морозов