Жанис Липке был самым заурядным рабочим, но когда в Латвию пришли немцы, он не смог остаться в стороне. Днем он работал на складах, а ночью – перевозил контрабанду и спасал евреев. На глазах у нацистов Жанис умудрился вывести из страны более пятидесяти человек, которых укрывал в оборудованном убежище в собственном доме.
Биография реального Жаниса Липке была еще более незаурядной, чем показали в фильме. Так, до начала войны он записался в полк Латышских красных стрелков и, по слухам, был в охране Владимира Ленина. Но, несомненно, вечную славу ему принесло именно спасение полсотни человек, за которое он был удостоен звания Праведника народов мира.
Как ни странно, тема холокоста в кинематографе до сих пор не до конца раскрыта. Из самых значимых и крупных фильмов на ум приходят оскароносные «Список Шиндлера» Спилберга и «Пианист» Романа Полански, а из последних – «Сын Саула», «Рай» Андрея Кончаловского и «Жена смотрителя зоопарка». Конечно, в реальности таких картин было куда больше, но многие из них так и остались нишевыми продуктами независимого кинопроизводства, доступными лишь на фестивалях и в ограниченном прокате.
«Отец Ночь» – как раз один из таких фильмов. Съемки велись в Латвии – стране, пережившей и гетто, и массовые убийства евреев. Производственный бюджет картины был небольшим. С точки зрения рядового зрителя она заметно уступает голливудским и европейским драмам на эту тему. Она не снята в захватывающей манере и не блещет необычными режиссерскими и операторскими решениями. Ее сила – совсем в другом.
Из небольшого бюджета авторы выжали все, что можно. То, мы видим в картине – очень подлинное, очень искреннее описание борьбы за человеческие жизни в захваченной стране, со всеми теми ужасами, что там творились. И эти ужасы, конечно, по-настоящему пугают.
Наиболее интересен непосредственно образ Жаниса Липке. Как правило, в драмах, затрагивающих темы войны, холокоста и преступлений нацистов, главный герой – эдакий моральный стержень, превозмогающий трудности для благого дела. Жанис не такой, он далеко не сразу хочет вмешиваться в ситуацию, рисковать своей жизнью и жизнями членов семьи ради других людей, в начале он даже открытым текстом отказывается помочь своему другу-еврею. Он претерпевает эволюцию уже в ходе фильма, и в конечном счете уходит от нейтралитета. При этом фильм не героизирует его поступок так, как это делается в «Списке Шиндлера» или «Жене смотрителя зоопарка». Наоборот, Жанис показан предельно обычным человеком, делающим единственно нормальный выбор в сложившейся ситуации.
Такую мораль нечасто можно увидеть в кино, потому что она совсем не киногенична, но все же она очень точна. Рисковать не ради того, чтобы сделать нечто героическое, а из простого чувства, что так будет правильно – это и есть самый сильный гуманистический порыв.
Павел Соломатин
Источник