Звонил сегодня Олегу Павловичу Табакову. По городскому никто не отвечал, на мобильном долго было занято, а потом никто не брал трубку.
В театр не стал звонить, ибо понимал: бесполезно.
Олег Павлович Табаков нужен всем. И многие люди, обращаясь к нему, произносят почти одну и ту же фразу: «Олег Павлович, прошу Вас встретиться со мной, выслушать. Только Вы можете мне помочь».
Если бы Табаков на все эти просьбы отвечал положительно, то с шести утра до часу ночи он мог бы только принимать ходоков. Принимать, выслушивать, а дальше оказываться бесполезным. Потому что помочь в решении большинства проблем, с которыми к нему обращаются, он не может:
Выпустить человека из тюрьмы.
Утихомирить разбушевавшихся соседей.
Воздействовать на суд, чтобы восстановили на работе.
Прочесть и поставить пьесу – как правило, плохую пьесу – в собственном театре.
Заступиться за исключённого студента.
Помочь избежать службы в армии.
Получить квоту на лечение за границей.
Я могу продолжать бесконечно. Просьбы очень похожи: что у Александра Калягина, что в своё время у Юрия Никулина, что нынче у Олега Павловича Табакова.
Около двух ночи у меня раздался звонок. Звонил Табаков.
- Вов, ты звонил, я не мог, был занят. Не разбудил? Отлично, что не разбудил. Чем могу тебе помочь?
И я рассказал Олегу Павловичу о своём «романе» с департаментом культуры города Москвы.
- О-о-о, - почти безнадёжно протянул Олег Павлович, - поня-я-ятно. Я постараюсь позвонить Капкову. Только ты не преувеличивай моё влияние на столичных чиновников.
Я положил трубку и долго думал на такие «простые темы: город и театр, театр и культура общества, театр и преступность.
Я вспомнил Александра Наумовича Тубельского, знаменитого театрального директора общеобразовательной школы 734.
Он превратил школу в театр.
Из его школы было меньше всего приводов в милицию.
В его школе меньше всего было разбитых стёкол.
В его школе прекрасно учились старшеклассники и меньше, чем в других школах, прогуливали занятия.
В каждом классе был театр.
Каждые полгода устраивался фестиваль спектаклей, созданных каждым классом. Да-да, с первого по одиннадцатый класс – все создавали свои спектакли. А раз в полгода устраивался фестиваль.
Ребята после занятий не хотели уходить из школы.
Там развивали музыкальную культуру, память, прививали знание изобразительного искусства, там воспитывали интеллигентных людей.
Чем больше в городе театров, тем меньше преступности.
Билеты в театр должны быть доступными.
Обсуждения спектаклей должны быть постоянны.
Театры необходимо дотировать, сами они выжить не могут.
Когда мы это поймём?
Я надеюсь, что когда-нибудь поймём.
Всё вместе: кино, музыка, театр, литература, музеи, развитие самодеятельности – всё это может уменьшить преступность раза в два.
А если ещё подключить интернет…
А если ещё привить культуру пользования интернетом.
А если ещё иначе относиться к телевидению – ох, как станет интересно жить в городе!
Сегодня Москва давит на человека. Человек чувствует себя песчинкой в городе. Каждый стремится в свою норку. Город становится похож на каменные джунгли.
Вот так, поговорил я с Олегом Павловичем – и долго размышлял о городе.
Фото Сергея Шахиджаняна
Воскресенье. Вроде день отдыха. А я нет, я был в офисе и отучал людей от курения. Хороший день. Двенадцать человек перестали курить. Прекрасный день!
Уже к вечеру, когда я расправился с последним курильщиком, на фирме я посмотрел список новых учеников, проходящих «Соло», и сердце моё порадовалось. Занимаются люди по нашей программе, получают полезный навык, развивают люди себя.
Это прекрасно.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Олег Павлович Табаков занят невероятно, но он всегда находит время для коллег, друзей, родственников и учеников.
Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием. Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев) (1863-1938), актёр, режиссёр, педагог, теоретик театра