С 1 января 2015 года вступит в силу стандарт профессиональной деятельности педагога. Открытое обсуждение стандарта шло целый год, на сегодня он уже зарегистрирован в Минюсте, то есть начался адаптационный период. Преподаватель педколледжа рассказывает об идеальном учителе в представлении студентов.
Прежде тоже был образ идеального школьного учителя, но он менялся вместе с переменами в жизни людей. Очень медленно, но педагогический процесс трансформировался, и от учителя стали ждать не только услуг надзирателя, но и хорошего знания предмета, не только знания, но и общей культуры, далее — умения обращаться с ребенком. Теперь вот — с любым, невзирая на состояние его здоровья и физические возможности. Но к новому стандарту: а нуждается ли педагог, и без того ограниченный со всех сторон законодательными, методическими и прочими регламентами, в дополнительном профессиональном фильтре? И что на самом деле стоит за принятием столь важного документа? Необходимость сокращений, желание унифицировать и контролировать? Наконец, главный для меня вопрос: не испугают ли столь высокие требования будущих педагогов?
Я предложила студентам, уже побывавшим на педагогической практике, соприкоснувшимся с детьми и их проблемами, представить творческий проект идеального, по их мнению, учителя.
Представленные проекты в первую очередь продемонстрировали, насколько глубоко укоренено в сознании мнение об учителе как о сверхчеловеке. «Никаких недостатков… он должен быть универсальным… обладать безграничными знаниями и постоянно совершенствовать их… при этом быть добрым и отзывчивым, справедливым и честным, ответственным и порядочным». Образ педагога — на пьедестал. А как они сами будут преодолевать драму собственного несоответствия идеалу, пока не важно. Здесь залегает первая морщинка. Вторая: все уверены, что дети обязательно должны любить своего учителя. «Идеальный учитель — это любимый учитель». Красиво. Но снова взгляд снаружи, а не изнутри. О кропотливой и незаметной — главной в учительском труде — работе ни слова. Достанет ли у них сил вынести муки сомнений и поиск верных решений? От этого зависит, останутся ли они в профессии.
И лишь единицы не задирают планку слишком высоко, а примеряют профессию на себя: «Хорошо понимать происходящее вокруг, давать себе отчет во всем… думать, много думать… осознавать границы своих возможностей… развивать чувство стиля… научиться видеть и чувствовать проблемы ребенка с первого взгляда… уметь создавать особую атмосферу в классе». Такие, я думаю, уложатся в любой внешний стандарт.
Анастасия Овчарова, заведующая педпрактикой Педагогического колледжа № 4 г. Москва