«Вот он — величайший и значительнейший из наших современников. Он ведет за собой 170 миллионов человек на 21 миллионе квадратных километров. Он соприкасается в работе с множеством людей. И все эти люди любят его, верят ему, нуждаются в нем, сплачиваются вокруг него, поддерживают его и выдвигают вперед. Во весь свой рост он возвышается над Европой и над Азией, над прошедшим и над будущим. Это — самый знаменитый и в то же время почти самый неизведанный человек в мире» (Анри Барбюс —Сталин).
Биография товарища Сталина — это значительнейшая часть революционного движения в России, это победы на важнейших фронтах гражданской войны, это счастье многомиллионного народа, завоевавшего социализм на шестой части земного шара. Это биография первого народного избранника в Верховный Совет Союза ССР.
Художникам сталинской эпохи выпало высокое счастье воплотить в искусстве образ Сталина, показать его живым, конкретным человеком, заботу которого знает каждый гражданин нашей родины, — другом народа. Показать его, как вождя непреклонной воли и безграничной энергии, замечательного теоретика, ученого, трибуна, который, по меткому определению Барбюса, «подобно Ленину, привязывает к себе, убеждает и потрясает содержанием своих речей, которые и в напечатанном виде сохраняют все свое величие, всю свою архитектурную логику».
В. И. Ленин и И. В. Сталин беседуют с красногвардейцами в Смольном в 1917 г. Худ. П. Васильев (Из альбома Изогиза .Ленин'. 1937 г.)
В. И. Ленин и И. Н. Сталин у прямого провода 1918 г. Худ. П. Васильев (Из альбома Изогиза „Ленин". 1937 г.)
Самая проблема сталинского портрета могла быть поставлена только с того момента, когда советское искусство вступило на путь социалистического реализма, когда оно отказалось от формалистических ухищрений и обогатилось глубокой идейной содержательностью, почерпнутой из самого существа нашей жизни. Реалистическое искусство еще очень молодо у нас, и оно еще страдает некоторыми «болезнями роста» (опасность натуралистических тенденций), но здоровая его сущность обеспечивается создавшей и бережно выносившей его живой советской действительностью, высоким социалистическим вкусом народных масс, для которых создаются лучшие его произведения.
Выступление И. В. Сталина на II Есесоюзном с'езде советов после смерти Владимира Ильича Ленина
Худ. П. Васильев (Из альбома Изогиза „Ленин". 1937 г.)
Работая над портретом вождя, художник решает не только задачу композиции отдельного портрета, но и историко-революционной темы в целом, потому что образы Ленина и Сталина неотрывно связаны с героикой дел и дней многомиллионных масс. Так от портрета художник идет к картинэ, где портрет остается центром темы, к групповому портрету, превращающемуся в монументальное полотно из истории партии, в героический эпизод гражданской войны или в развернутое изображение одного из исторических с'ездов советов. Так, вместе с портретом и неотделимо от него, возникает историческая перспектива двадцати великих лет, начатых Октябрем, потому что портрет вождя — это портрет страны и народа, которые он ведет к победам.
И. В. Сталин
Автолитография Г. С. Верейского. 1935 г.
(Изд. Изогиза. 1936 г.)
Многочисленные портреты товарища Сталина выполняет И. Бродский. В этих портретах многое достигнуто прежде всего в отношении сходства. На одном из портретов товарищ Сталин стоит, спираясь рукой о стол, в три четверти поворота к зрителю. Естественность позы и живые глаза создают впечатление, что он только что поднялся, чтобы говорить. Другой псртрет изображает товарища Сталина на трибуне в профиль, произносящим речь. Он более торжественен и в жесте, и в выражении лица, что еще подчеркивается красным феном. Здесь товарищ Сталин — трибун, обращающийся к массам. Всем известно, какой ясностью и точностью отличаются речи и до::л&аЬ| и)варища Сталина, как они близки, ясны и понятны каждому, как его речь полна живых примеров, как вся страна слушает мудрые и простые слова своего вождя. Поэтому художники любят изображать товарища Сталина на трибуне.
Портреты Бродского тщательны по рисунку. Но они написаны не на том большом творческом под'еме, который мы впргве требовать от таких работ, — они мало эмоциональны. В портретах-автолитографиях глаз художника более зорок к отдельным деталям лица, к чуть заметной улыбке, к характеру губ, к расположению волос. Благодарна сама техника, в которой выполнены эти портреты — с мягкими карандашными заливами, с разнообразной игрой светотени. Портреты Бродского в миллионных тиражах разошлись по всей стране, сделавшись весьма популярными портретами вождя.
Политическая демонстрация батумских рабочих под руководством товарища Сталина в 1902 г.
Худ. А. К. к}тателадзе (Выставка грузинского искусства)
Из ранних графических работ, посвященных Сталину, известен рисунок Дени 1930 г. — товарищ Сталин с трубкой. В плакатах последующих лет Дени несколько раз возвращается к портрету товарища Сталина. Он дает его в шинели, с рукой, заложенной за борт, в фуражке, с внимательно устремленными вдаль глазами (плакат 1931 г. — «Шесть условий победы»), он рисует Сталина уверенным и радостным на фоне индустриального пейзажа (плакат 1930 г. — «Пятилетка в четыре года»). Среди графических работ — портретов товарища Сталина последнего времени — видное место заняли две сюиты рисунков: художника Яр-Кравченко (альбом «Сталин» — изд. Изогиза) и Васильева «Ленин», где вместе с Лениным художник изображает гениального продолжателя его дела, товарища Сталина. Яр-Кравченко — молодой художник, учившийся в Ленинградской академии художеств по мастерской Бродского, от которого он взял реалистическую точность рисунка и мастерство литографского карандаша.
Товарищ Сталин на Рионгэсе. 1931 г. Фрагмент
Худ. И. М. Тоидзе (Выставка грузинского искусства)
Яр-Кравченко поставил себе целью дать изображение товарища Сталина в моменты, наиболее запечатлевшиеся в памяти трудящихся, как торжественные и значительные. «И. В. Сталин выступает с докладом о проекте Конституции на Чрезвычайном VIII с'езде советов Союза ССР, ноябрь 1936 г.» — лицо, полное ума и доброты, спокойно лежащие на кафедре руки, общее спокойствие позы придают монументальность образу. Лицо выполнено легкой светотенью, живописна смелая штриховка куртки и фона. «И. В. Сталин среди пионеров на встреча экипажа самолета — август 1936 г.», — Сталин и дети — любимая тема советских художников, и Яр-Кравченко возвращается к ней несколько раз. На приеме делегатов советской Грузии товарищ Сталин жмет руку маленькой отличнице учебы. На другом рисунка веселая Мамлякат — самый маленький орденоносец в Союзе — положила руку на плечо товарища Сталина.
Большое количество рисунков посвящено встрече товарища Сталина с трудящимися различных народностей Советского Союза.
Товарищ Сталин Скульптура А. М. Тавадзе (Выставка грузинского искусства)
Самая значительная по об'ему группа рисунков — это портреты товарища Сталина с передовиками-стахановцами. «И. В. Сталин, В. М. Молотов и К. Е. Ворошилов в президиуме совещания руководителей МТС и земельных органов, январь 1937 г.»; «И. В. Сталин на опытном поле НАТИ, июль 1935 г.»; < И. В. Сталин на приеме колхозниц-ударниц свекловичных полей»; «И. В. Сталин на совещании стахановцев промышленности и транспорта»; «И. В. Сталин на совещании передовых комбайнеров»; «И. В. Сталин на совещании передовиков урожая по зерну, трактористов и машинистов»: какие необычайные, никогда не бывшие в истории темы для художника, желающего показать образ величайшего человека страны!
Вот вождь, приветствующий первое всесоюзное совещание стахановцев промышленности и транспорта,—светящееся радостью лицо, приветственно поднятая рука. Хорошо подмечен смех товарища Сталина, когда он аплодирует в президиуме VIII с'езда советов. Дружеской лаской проникнуто лицо при встрече героев Советского Союза — О. Ю. Шмидта и Байдукова.
Яр-Кравченко хорошо владеет литографской техникой: легкими заливами полутонов, лепящими об'ем, бархатистой насыщенностью теней, разнообразной штриховкой, мягкими переходами от света к тени. Его можно упрекнуть в одном: используя фотоматериал, он слишком подчинен этому материалу, у него мало композиционных качеств.
Многочисленные рисунки художника Васильева, посвященные Ленину и Сталину, построены главным образом на основе описаний, свидетельств современников, они носят печать исторической правдивости. Самый удачный его рисунок — «Выступление товарища Сталина с речью о Ленине на II Всесоюзном с'езде советов, январь 1924 г.» (Клятва Сталина).
Сдается художнику и портрет товарища Сталина в рисунме «В. И. Ленин и И. В. Сталин беседуют с красногвардейцами в Смольном в 1917 г.». Художник показал в нем спаянность воедино вождей и народа. Проста и естественна поза товарища Сталина, с рукой, положенной на спинку стула, и очень характерен ленинский жест руки, обращенный к красногвардейцам.
Портрет товарища Сталина. 1905 г.
Худ К. К. Магалашвили (Выставка грузинского искусства)
Техника рисунка Васильева — мелкий штрих, который применяется им и для моделировки формы, и для построения планов, — несколько однообразна. Художнику следует поработать над обогащением техники.
Несколько гравюр с портретами товарища Сталина сделал Староносов: гравюры из книги «Жизнь Ленина»; «В. И. Ленин и И. В. Сталин в Кракове в 1912 г., обсуждающие газету «Правда»; «Товарищ Сталин излагает товарищу Ленину план разгрома Деникина» и другие. Портрет товарища Сталина дан энергичными штрихами, уверенно и четко, но недостатки рисунка снижают качество этих работ.
Хорошие литографские портреты товарища Сталина выполнил рисовальщик Верейский. Они не «фотографичные в них много творческой инициативы.
Товарищ Сталин. 1ВС5 г.
Скульптура К. М. Мерабишвили (Выставка гр)зиискогз искусства)
Из живописных полотен, посвященных товарищу Сталину, многие вошли в издания по истории партии, как верно отображающие образ вождя. Из них, кроме упомянутых портретов Бродского, можно отметить портреты А. М. Герасимова, в частности его полотно «И. В. Сталин на XVII партс'езде».
Популярностью пользуется картина художника Авилова «Приезд товарища Сталина в Первую конную армию
И. В. Сталин
Автолитография И. Бродского (Изд. Изогиза. 1933 г.)
(Новый Оскал, 1919 г.)». Стоя на санях, призывающим к победам жестом руки, товарищ Сталин обращается к конникам. В картине много патетики и движения. Вспоминаются слова товарища Ворошилова: «Кипучая натура товарища Сталина, его энергия и воля сделали то, что казалось еще вчера невозможным. В течение самого короткого времени создаются дивизии, бригады и полки. Штабы, органы снабжения и весь тыл радикальнейшим образом очищаются от контрреволюционных и враждебных элементов. Советский и партийный аппарат улучшается и подтягивается. Вокруг товарища Сталина об'единяется группа старых большевиков и революционных рабочих, и вместо беспомощного штаба вырастает на юге, у ворот контрреволюционного Дона, красная большевистская крепость».
Об этой же боевой деятельности товарища Сталина говорит картина Грекова «Товарищ И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в окопах под Царицыном».
Очень свежа и необычна по построению картина художника М. Тоидзе «Товарищ Сталин беседует с крестьянами в Цхалтубо». Композиция картины казенна образцами монументальных полотен мастеров Ренессанса.
Из последних больших жанровых портретных композиций выделяется картина Шегаля «Вождь, учитель, друг (товарищ Сталин на с'езде колхозников)». Тонкий художник — Шегаль внимательно работал не только над портретом товарища Сталина, но и над каждой фигурой в этой полной жизни группе. С сохранением индивидуальных особенностей и в то же время типизированно написаны лица женщин-делегаток, окружающих товарища Сталина. Огромная статуя Ленина выделяется на фоне картины, и становится ясна мысль художника,— Сталин продолжатель и завершитель ленинских дел.
Картина Ефанова «Руководители партии и правительства в президиуме совещания жэн инженеров» полна человеческой теплоты. Она светла и гармонична в цвете. Множество фигур об'единено в четкие группы, и все они устремлены к единому центру — Сталину. Картина жигненна и радостно-празднична. Много воздуха и света и в картине Евстигнеева «Политбюро на Тушинском аэродроме». Картина приятна свежестью красок.
Хорошо известный цикл работ грузинских художников, выполненных по инициативе товарища Берия — «К истории большевистских организаций в Грузии» дает образ товарища Сталина в органической связи с зарождением и ростом большевизма в Грузии. В этой ценной серии картин запечатлены наиболее яркие моменты революционной биографии товарища Сталина и в то же время—революционного движения в Грузии. Все работы, независимо от индивидуальных различий исполнявших их художников, проникнуты глубоким лиризмом, теплотой и в то же время суровым пафосом и героической приподнятостью исторического повествования. Шаг за шагом рассказывают они нам о детстве и юности любимого Сталина, о годах подпольной борьбы, о вожде и друге трудящихся, ведущем за собой массы.
Эпическим спокойствием проникнут пейзаж Георгадзе «Дом в Гори, где родился товарищ Сталин». Веломинаются слова Барбюса: «Было это полстолетия тому назад, в 1879 г., в грузинском городке Гори, который правильнее будет назвать не городком, а деревней. В домике на кирпичном фундаменте, с кирпичными углами и деревянными стенами под тесовой кровлей, в домике, где спереди была дверь, а сзади вход в погреб, — родился мальчик. Его назвали Иосифом». В самой точности, с которой стремился передать художник бедный дом на узкой, неровной уличке, в котором родился Сталин, — много художественной правды и простоты.
Неюношеской серьезностью отмечено лицо мальчика в портретах-картинах художников Какабадзе — «Товарищ Сталин семинарист» и Гзелишвили — «Coco Джугашвили в юные годы». Он читает друзьям, убеждает,— это уже агитатор и борец. И потом начинается период сталинской жизни в революционном подполье.
О великом революционере-борце рассказывают нам картины грузинских художников. Везде мы видим горящие, страстные глаза, полные убеждающей воли и энергии. Мы как-будто слышим срывающиеся с губ товарища Сталина слова, зовущие к борьбе, мы верим в непреклонность человеческой воли и в торжество победы, глядя на это худое, тонкое, вдохновенное лицо, на смелый жест руки, на устремленное всегда вперед движение. Таким мы видим товарища Сталина на картинах Штенберг, Кроткова, Джапаридзе, Волгина и Вепхвадзе, Гзелишвили, Кутателадзе, Тоидзе.
Разные художники, разные темы и разные исторические моменты, — но везде товарищ Сталин окружен народом, везде обращены к нему верящие глаза, протянуты товарищеские руки. Все жадно слушают, ждут его слов, идут за ним. Вот он впереди демонстрантов в Батуми: шаг этой колонны не остановить, ветер развевает знамена, эти люди не испугаются ни тюрьмы, ни виселицы. Они борются за свободу. Картина динамична не только по общей композиции, но и по цветовому построению.
Во всех картинах глубоко идейное содержание. Мы благодарны мастерам Грузии за то, что они сумели дать нам сюиту такой большой искренности и такой тематической значительности.
Для скульптора задача воплощения образа Сталина еще более сложна, чем для живописца. Здесь синтетическое решение образа должно быть доведено до своего предельного напряжения. И грузинские скульпторы — Николадзе, Какабадзе, Мерабишвили, и русские — Меркуров, Нерода, Андреев, Рындзюнская, Яковлев, еще не подошли к такому решению, какое мы могли бы назвать полноценным, — но каждый из них внес свой вклад в историю создания образа великого Сталина.
Огромная скульптура Меркурова — фигура Сталина, установленная на канале Москва—Волга, свидетельствует о неустанном стремлении художника подойти к подлинно монументальному решению образа вождя. По-строенность формы и пластическая выразительность типичны для Нероды, но он несколько упрощает образ, не достигает необходимой психологической глубины. Более интимен по трактовке бюст В. Андреева «Пишущий Сталин», в котором скульптор строго следует реалистическим традициям.
С гордостью и радостью приходят мастера советского искусства к великой теме образа вождя народов. Всю свою преданность делу Ленина—Сталина вкладывают они в этот образ, воплощающий в себе самые дорогие надежды и сокровенные мечты человечества.
Автор: К. КРАВЧЕНКО