Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Образ Сталина в Советском изобразительном искусстве

«Вот он — величайший и значительнейший из на­ших современников. Он ведет за собой 170 миллионов человек на 21 миллионе квадратных километров. Он соприкасается в работе с множеством людей. И все эти люди любят его, верят ему, нуждаются в нем, сплачи­ваются вокруг него, поддерживают его и выдвигают впе­ред. Во весь свой рост он возвышается над Европой и над Азией, над прошедшим и над будущим. Это — самый знаменитый и в то же время почти самый не­изведанный  человек в  мире»  (Анри  Барбюс —Сталин).

Биография товарища Сталина — это значительней­шая часть революционного движения в России, это по­беды на важнейших фронтах гражданской войны, это счастье многомиллионного народа, завоевавшего социа­лизм на шестой части земного шара. Это биография первого народного избранника в Верховный Совет Союза  ССР.

Художникам сталинской эпохи выпало высокое счастье воплотить в искусстве образ Сталина, показать его живым, конкретным человеком, заботу которого знает каждый гражданин нашей родины, — другом на­рода. Показать его, как вождя непреклонной воли и безграничной энергии, замечательного теоретика, ученого, трибуна, который, по меткому определению Барбюса, «подобно Ленину, привязывает к себе, убеждает и потря­сает содержанием своих речей, которые и в напечатан­ном виде сохраняют все свое величие, всю свою архи­тектурную логику».

В. И. Ленин и И. В. Сталин беседуют с красногвардейцами в Смольном в 1917 г. Худ. П. Васильев (Из   альбома Изогиза .Ленин'.   1937 г.)

 

В. И. Ленин и И. Н. Сталин у прямого провода 1918 г. Худ. П.  Васильев (Из альбома Изогиза „Ленин". 1937 г.)

Самая проблема сталинского портрета могла быть поставлена только с того момента, когда советское ис­кусство вступило на путь социалистического реализма, когда оно отказалось от формалистических ухищрений и обогатилось глубокой идейной содержательностью, по­черпнутой из самого существа нашей жизни. Реали­стическое искусство еще очень молодо у нас, и оно еще страдает некоторыми «болезнями роста» (опасность на­туралистических тенденций), но здоровая его сущность обеспечивается создавшей и бережно выносившей его живой советской действительностью, высоким социали­стическим вкусом народных масс, для которых созда­ются лучшие  его  произведения.

Выступление И. В. Сталина на II Есесоюзном с'езде советов после смерти Владимира Ильича Ленина
Худ. П. Васильев (Из альбома Изогиза „Ленин". 1937 г.)

Работая над портретом вождя, художник решает не только задачу композиции отдельного портрета, но и историко-революционной темы в целом, потому что обра­зы Ленина и Сталина неотрывно связаны с героикой дел и дней многомиллионных масс. Так от портрета худож­ник идет к картинэ, где портрет остается центром темы, к групповому портрету, превращающемуся в монумен­тальное полотно из истории партии, в героический эпи­зод гражданской войны или в развернутое изображение одного из исторических с'ездов советов.    Так, вместе с портретом и неотделимо от него, возникает историче­ская перспектива двадцати великих лет, начатых Октябрем, потому что портрет вождя — это портрет страны и народа,  которые он  ведет к победам.

И. В. Сталин
Автолитография Г. С. Верейского. 1935 г.
(Изд. Изогиза. 1936 г.)

 

Многочисленные портреты товарища Сталина вы­полняет И. Бродский. В этих портретах многое достиг­нуто прежде всего в отношении сходства. На одном из портретов товарищ Сталин стоит, спираясь рукой о стол, в три четверти поворота к зрителю. Естественность позы и живые глаза создают впечатление, что он только что поднялся, чтобы говорить. Другой псртрет изображает товарища Сталина на трибуне в профиль, произносящим речь. Он более торжественен и в жесте, и в выражении лица, что еще подчеркивается красным феном. Здесь товарищ Сталин — трибун, обращающийся к массам. Всем  известно,   какой  ясностью  и   точностью   отличаются речи и до::л&аЬ| и)варища Сталина, как они близки, ясны и понятны каждому, как его речь полна живых примеров, как вся страна слушает мудрые и простые слова своего вождя. Поэтому художники любят изобра­жать   товарища   Сталина   на   трибуне.

Портреты Бродского тщательны по рисунку. Но они написаны не на том большом творческом под'еме, кото­рый мы впргве требовать от таких работ, — они мало эмоциональны. В портретах-автолитографиях глаз ху­дожника более зорок к отдельным деталям лица, к чуть заметной улыбке, к характеру губ, к расположению во­лос. Благодарна сама техника, в которой выполнены эти портреты — с мягкими карандашными заливами, с разнообразной игрой светотени. Портреты Бродского в миллионных тиражах разошлись по всей стране, сде­лавшись весьма популярными портретами вождя.

Политическая демонстрация батумских рабочих под руководством товарища Сталина в 1902 г.
Худ. А. К. к}тателадзе (Выставка грузинского искусства)

Из ранних графических работ, посвященных Стали­ну, известен рисунок Дени 1930 г. — товарищ Сталин с трубкой. В плакатах последующих лет Дени несколько раз возвращается к портрету товарища Сталина. Он дает его в шинели, с рукой, заложенной за борт, в фуражке, с внимательно устремленными вдаль глазами (плакат 1931 г. — «Шесть условий победы»), он рисует Сталина уверенным и радостным на фоне индустриального пей­зажа (плакат 1930 г. — «Пятилетка в четыре года»). Сре­ди графических работ — портретов товарища Сталина последнего времени — видное место заняли две сюиты рисунков: художника Яр-Кравченко (альбом «Сталин» — изд. Изогиза) и Васильева «Ленин», где вместе с Лени­ным художник изображает гениального продолжателя его дела, товарища Сталина. Яр-Кравченко — молодой худож­ник,   учившийся   в   Ленинградской   академии   художеств по мастерской Бродского, от которого он взял реали­стическую точность рисунка и мастерство литографского карандаша.

Товарищ Сталин на Рионгэсе. 1931 г. Фрагмент
Худ. И. М. Тоидзе (Выставка грузинского искусства)

Яр-Кравченко поставил себе целью дать изображе­ние товарища Сталина в моменты, наиболее запечатлев­шиеся в памяти трудящихся, как торжественные и зна­чительные. «И. В. Сталин выступает с докладом о про­екте Конституции на Чрезвычайном VIII с'езде советов Союза ССР, ноябрь 1936 г.» — лицо, полное ума и до­броты, спокойно лежащие на кафедре руки, общее спо­койствие позы придают монументальность образу. Лицо выполнено легкой светотенью, живописна смелая штри­ховка куртки и фона. «И. В. Сталин среди пионеров на встреча экипажа самолета — август 1936 г.», — Сталин и дети — любимая тема советских художников, и Яр-Кравченко возвращается к ней несколько раз. На приеме делегатов советской Грузии товарищ Сталин жмет руку маленькой отличнице учебы. На другом рисунка веселая Мамлякат — самый маленький орденоносец в Союзе — положила   руку   на   плечо   товарища   Сталина.

Большое количество рисунков посвящено встрече товарища Сталина с трудящимися различных народно­стей Советского Союза.

Товарищ Сталин Скульптура А. М. Тавадзе (Выставка грузинского искусства)

Самая значительная по об'ему группа рисунков — это портреты товарища Сталина с передовиками-стаханов­цами. «И. В. Сталин, В. М. Молотов и К. Е. Ворошилов в президиуме совещания руководителей МТС и земель­ных органов, январь 1937 г.»; «И. В. Сталин на опытном поле НАТИ, июль 1935 г.»; < И. В. Сталин на приеме кол­хозниц-ударниц свекловичных полей»; «И. В. Сталин на совещании стахановцев промышленности и транспорта»; «И. В. Сталин на совещании передовых комбайнеров»; «И. В. Сталин на совещании передовиков урожая по зерну, трактористов и машинистов»: какие необычайные, никогда не бывшие в истории темы для художника, же­лающего   показать   образ   величайшего  человека   страны!

Вот вождь, приветствующий первое всесоюзное сове­щание стахановцев промышленности и транспорта,—све­тящееся радостью лицо, приветственно поднятая рука. Хорошо подмечен смех товарища Сталина, когда он аплодирует в президиуме VIII с'езда советов. Дружеской лаской проникнуто лицо при встрече героев Советского Союза — О. Ю. Шмидта и  Байдукова.

Яр-Кравченко хорошо владеет литографской техни­кой: легкими заливами полутонов, лепящими об'ем, бар­хатистой насыщенностью теней, разнообразной штриховкой, мягкими переходами от света к тени. Его можно упрекнуть в одном: используя фотоматериал, он слиш­ком подчинен этому материалу, у него мало композици­онных качеств.

Многочисленные рисунки художника Васильева, по­священные Ленину и Сталину, построены главным обра­зом на основе описаний, свидетельств современников, они носят печать исторической правдивости. Самый удачный его рисунок — «Выступление товарища Стали­на с речью о Ленине на II Всесоюзном с'езде советов, январь  1924 г.» (Клятва Сталина).

Сдается художнику и портрет товарища Сталина в рисунме «В. И. Ленин и И. В. Сталин беседуют с крас­ногвардейцами в Смольном в 1917 г.». Художник пока­зал в нем спаянность воедино вождей и народа. Про­ста и естественна поза товарища Сталина, с рукой, по­ложенной на спинку стула, и очень характерен ленин­ский  жест  руки, обращенный  к  красногвардейцам.

Портрет товарища Сталина. 1905 г.
Худ   К. К. Магалашвили (Выставка грузинского искусства)

Техника рисунка Васильева — мелкий штрих, ко­торый применяется им и для моделировки формы, и для построения планов, — несколько однообразна. Ху­дожнику следует поработать над обогащением   техники.

Несколько гравюр с портретами товарища Сталина сделал Староносов: гравюры из книги «Жизнь Ленина»; «В. И. Ленин и И. В. Сталин в Кракове в 1912 г., обсу­ждающие газету «Правда»; «Товарищ Сталин излагает товарищу Ленину план разгрома Деникина» и другие. Портрет товарища Сталина дан энергичными штрихами, уверенно и четко, но недостатки рисунка снижают ка­чество этих работ.

Хорошие литографские портреты товарища Сталина выполнил рисовальщик Верейский. Они не «фотографич­ные  в  них  много творческой   инициативы.

Товарищ Сталин. 1ВС5 г.
Скульптура К. М. Мерабишвили (Выставка  гр)зиискогз искусства)

Из живописных полотен, посвященных товарищу Сталину, многие вошли в издания по истории партии, как верно отображающие образ вождя. Из них, кроме упомянутых портретов Бродского, можно отметить пор­треты А. М. Герасимова, в частности его полотно «И. В. Сталин на XVII партс'езде».

Популярностью пользуется картина художника Ави­лова «Приезд товарища Сталина в Первую конную армию

И. В. Сталин
Автолитография И. Бродского (Изд. Изогиза. 1933 г.)

(Новый Оскал, 1919 г.)». Стоя на санях, призывающим к победам жестом руки, товарищ Сталин обращается к конникам. В картине много патетики и движения. Вспо­минаются слова товарища Ворошилова: «Кипучая натура товарища Сталина, его энергия и воля сделали то, что казалось еще вчера невозможным. В течение самого ко­роткого времени создаются дивизии, бригады и полки. Штабы, органы снабжения и весь тыл радикальнейшим образом очищаются от контрреволюционных и враждеб­ных элементов. Советский и партийный аппарат улуч­шается  и подтягивается.  Вокруг товарища Сталина об'единяется группа старых большевиков и революционных рабочих, и вместо беспомощного штаба вырастает на юге, у ворот контрреволюционного Дона, красная боль­шевистская крепость».

Об этой же боевой деятельности товарища Сталина говорит картина Грекова «Товарищ И. В. Сталин и К.   Е.   Ворошилов   в   окопах   под   Царицыном».

Очень свежа и необычна по построению картина ху­дожника М. Тоидзе «Товарищ Сталин беседует с крестья­нами в Цхалтубо». Композиция картины казенна образ­цами монументальных  полотен  мастеров Ренессанса.

Из последних больших жанровых портретных компо­зиций выделяется картина Шегаля «Вождь, учитель, друг (товарищ Сталин на с'езде колхозников)». Тонкий ху­дожник — Шегаль внимательно работал не только над портретом товарища Сталина, но и над каждой фигурой в этой полной жизни группе. С сохранением индивиду­альных особенностей и в то же время типизированно написаны лица женщин-делегаток, окружающих това­рища Сталина. Огромная статуя Ленина выделяется на фоне картины, и становится ясна мысль художника,— Сталин продолжатель и завершитель ленинских дел.

Картина Ефанова «Руководители партии и прави­тельства в президиуме совещания жэн инженеров» пол­на человеческой теплоты. Она светла и гармонична в цвете. Множество фигур об'единено в четкие группы, и все они устремлены к единому центру — Сталину. Картина жигненна и радостно-празднична. Много воз­духа и света и в картине Евстигнеева «Политбюро на Тушинском аэродроме». Картина приятна свежестью красок.

Хорошо известный цикл работ грузинских художни­ков, выполненных по инициативе товарища Берия — «К истории большевистских организаций в Грузии» дает образ товарища Сталина в органической связи с заро­ждением и ростом большевизма в Грузии. В этой цен­ной серии картин запечатлены наиболее яркие моменты революционной биографии товарища Сталина и в то же время—революционного движения в Грузии. Все работы, независимо от индивидуальных различий исполнявших их художников, проникнуты глубоким лиризмом, тепло­той и в то же время суровым пафосом и героической приподнятостью исторического повествования. Шаг за шагом рассказывают они нам о детстве и юности лю­бимого Сталина, о годах подпольной борьбы, о вожде и  друге трудящихся, ведущем за  собой  массы.

Эпическим спокойствием проникнут пейзаж Георгад­зе  «Дом  в  Гори,   где   родился  товарищ Сталин».   Веломинаются слова Барбюса: «Было это полстолетия тому назад, в 1879 г., в грузинском городке Гори, который правильнее будет назвать не городком, а деревней. В домике на кирпичном фундаменте, с кирпичными уг­лами и деревянными стенами под тесовой кровлей, в до­мике, где спереди была дверь, а сзади вход в погреб, — родился мальчик. Его назвали Иосифом». В самой точ­ности, с которой стремился передать художник бедный дом на узкой, неровной уличке, в котором родился Сталин, —  много художественной  правды  и  простоты.

Неюношеской серьезностью отмечено лицо мальчика в портретах-картинах художников Какабадзе — «Това­рищ Сталин семинарист» и Гзелишвили — «Coco Джуга­швили в юные годы». Он читает друзьям, убеждает,— это уже агитатор и борец. И потом начинается период сталинской   жизни   в   революционном   подполье.

О великом революционере-борце рассказывают нам картины грузинских художников. Везде мы видим го­рящие, страстные глаза, полные убеждающей воли и энергии. Мы как-будто слышим срывающиеся с губ то­варища Сталина слова, зовущие к борьбе, мы верим в непреклонность человеческой воли и в торжество побе­ды, глядя на это худое, тонкое, вдохновенное лицо, на смелый жест руки, на устремленное всегда вперед дви­жение. Таким мы видим товарища Сталина на картинах Штенберг, Кроткова, Джапаридзе, Волгина и Вепхвадзе, Гзелишвили, Кутателадзе,  Тоидзе.

Разные художники, разные темы и разные истори­ческие моменты, — но везде товарищ Сталин окружен народом, везде обращены к нему верящие глаза, про­тянуты товарищеские руки. Все жадно слушают, ждут его слов, идут за ним. Вот он впереди демонстрантов в Батуми: шаг этой колонны не остановить, ветер разве­вает знамена, эти люди не испугаются ни тюрьмы, ни виселицы. Они борются за свободу. Картина динамична не только по общей композиции, но и по цветовому по­строению.

Во всех картинах глубоко идейное содержание. Мы благодарны мастерам Грузии за то, что они сумели дать нам сюиту такой большой искренности и такой темати­ческой значительности.

Для скульптора задача воплощения образа Сталина еще более сложна, чем для живописца. Здесь синтети­ческое решение образа должно быть доведено до своего предельного напряжения. И грузинские скульпторы — Николадзе,  Какабадзе, Мерабишвили, и русские — Меркуров, Нерода, Андреев, Рындзюнская, Яковлев, еще не подошли к такому решению, какое мы могли бы назвать полноценным, — но каждый из них внес свой вклад в  историю  создания  образа   великого   Сталина.

Огромная скульптура Меркурова — фигура Сталина, установленная на канале Москва—Волга, свидетель­ствует о неустанном стремлении художника подойти к подлинно монументальному решению образа вождя. По-строенность формы и пластическая выразительность ти­пичны для Нероды, но он несколько упрощает образ, не достигает необходимой психологической глубины. Более интимен по трактовке бюст В. Андреева «Пишущий Сталин», в котором скульптор строго следует реалисти­ческим  традициям.

С гордостью и радостью приходят мастера совет­ского искусства к великой теме образа вождя народов. Всю свою преданность делу Ленина—Сталина вклады­вают они в этот образ, воплощающий в себе самые до­рогие надежды и сокровенные мечты человечества.

Автор: К. КРАВЧЕНКО

1695


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95