Человек рождается и умирает потребителем. И от этой зависимости невозможно избавиться. Потребитель поглощает эмоции, пищу, технику, одежду, информацию, и далеко не всегда в его силах контролировать, что он потребляет. Но именно от него зависит, сколько он потребляет.
В конце 60-х – начале 70-х годов XX века в Стэнфордском университете провели серию исследований, которые получили название «Стэнфордский зефирный эксперимент». Суть его заключалась в том, что нескольким детям дали выбор: получить одну зефирку сразу или подождать 15 минут и получить две зефирки. Наблюдение показало, что дети, решившие дождаться вторую зефирку, были более успешными в жизни, чем нетерпеливые.
Эксперимент наглядно продемонстрировал недостатки чрезмерной потребительской жизни, когда человек хочет только брать что-то от жизни, не внося вклад даже в собственное будущее.
Да, конечно, оба типа детей — потребители, но в эксперименте главную роль играет не зефир. Зефир — всего лишь награда, и у того, кто умеет вкладывать (в случае с детьми — вкладывать время), эта награда больше.
Не стоит недооценивать детей, считая, что все они капризные. Если вы видите в магазине, как ребёнок бьётся в истерике, умоляя родителей купить ему игрушку, знайте — это будущий Потребитель (именно, с большой буквы П). Ребёнок, который спокойно дождётся своего подарка в честь какого-нибудь события, тоже вступит в ряды «потребителей», как и его родители. Но эти потребители знают меру и не действуют себе во вред.
Человек не может не потреблять — такова его природа. Он может отказаться от мяса и стать вегетарианцем. Отказаться от чувств и отношений, став нигилистом. Отказаться от цивилизации и стать отшельником. Но он всё равно продолжит потреблять — пусть даже самые простейшие вещи, такие как кислород, воду, древесину.
Люди — потребители и вредители по своей натуре: за всю свою жизнь они в десятки тысяч раз больше забирают у этого мира, чем дают ему.
Единственная возможность человека хоть как-то помочь этому миру (а заодно и себе) — это обуздать своего потребителя, чтобы вышеупомянутые десятки тысяч раз не превратились в миллионы.
Самыми опасными потребителями, конечно же, являются зависимые люди: обжоры, наркоманы, шопоголики — те, кто может позволить себе всё и тратит деньги на бесконечное количество ненужных вещей, без которых их жизнь стала бы только лучше. Не менее опасными потребителями являются материалисты — люди, у которых нет огромных сумм, как у предыдущей группы, но они считают, что успех человека исчисляется в количестве вещей, которыми завален дом. Для этих людей уже придумали чистилище — сеть магазинов FixPrice.
Многие оправдывают такой образ жизни тем, что покупка вещи, съеденное блюдо или просмотренный мем способны поднять настроение. Если вы слышите такое от человека, вам должно быть искренне его жаль, ведь в нём мало человеческого: ему не нужны объятия, тёплые слова, чувства — всё это может заменить любая безделушка, которую можно «потребить». Такие люди эгоцентричны, ведь удовлетворение их «потребностей в потреблении» стоит на первом месте.
Человек рождается и умирает потребителем. Но что потребитель сможет оставить после себя, зависит только от того, сколько он «потребил» за всю свою жизнь.
Роман Морозов