На экраны России вышел диснеевский «Щелкунчик» — сказка, ставшая синонимом зимних праздников и почти обязательным сопровождением Нового года и Рождества.
Реклама от создателей фильма «Щелкунчик и четыре королевства» позиционирует картину как историю, основанную на сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и балете Петра Ильича Чайковского, созданном по ее мотивам. Однако результат может увлечь только тех, кто незнаком с мрачной фантасмагорией повести, с загадочной драматургией композитора и ни с одной из версий классического балета. Впрочем, хореографы, к слову, тоже не церемонились с немецким романтиком.
Сценарист диснеевской версии Эшли Пауэлл и ее режиссеры Лассе Халльстрем, начавший, но не доделавший фильм, и Джо Джонстон, подхвативший работу на полпути, не просто отклонились от заявленных «оригиналов» — придуманная ими сказка не имеет ничего общего с первоисточниками. В выборе первой части названия авторов понять можно: имя большеголового человечка стало «самоигральным» и если не обречено на аншлаг, то популярности прибавляет.
Мари успела вырасти, родить троих детей и умереть, не встретив старость. Ее дочь Клара — героиня новой киносказки. Место действия — Лондон в канун Рождества. Осиротевшая семья. Клара погружена в свое горе и не желает веселиться и танцевать, праздник — не для нее. Овдовевший Штальбаум изо всех сил пытается сохранять равновесие и приличия, к чему призывает и детей. Перед балом он вручает дочерям и сыну подарки от умершей мамы. Кларе достается маленькая музыкальная шкатулка в форме расписного яйца. Сувенир повергает ее в еще большее отчаяние — шкатулка закрыта, ключа нет, и она не может узнать, что внутри. Девочка спешит к своему крестному — Дроссельмейеру, чья комната похожа на мастерскую алхимика. Ключик получен, но его похищает мышь. Таинственная золотая нить приведет Клару в параллельное пространство, в волшебную страну, которую создала фантазия ее мамы. Страна не одна. Три королевства — Сладостей, Цветов и Снегов — радушно приветствуют гостью, а четвертое, которым руководит матушка Имбирь, — настроено агрессивно. Оно готово к сражениям, желает подчинить прекрасные земли. Хотя и там не все благополучно — магический мир охвачен человеческими пороками. Именно Кларе суждено с этим разобраться, восстановить гармонию, повести в наступление армию, в которой «ястребы войны» похожи на стойких оловянных солдатиков. Конечно, справедливость восторжествует — может ли быть иначе в рождественской сказке? Титульный герой в ней — вовсе не подаренная забавная игрушка и не романтический принц, он персонаж вспомогательный. Щелкунчик в деликатном исполнении Джейдена Фовора-Найта — темнокожий капитан по имени Филипп — встретился искательнице приключений случайно и ненавязчиво сопровождает ее в параллельную реальность.
Новый сюжет мог бы стать новой благостной сказкой для детворы XXI столетия. В нем заложено немало глубоких смыслов. Например, шкатулка хранит два секрета: музыку и зеркальце. Не просто музыку, а планетарную безбожность образов Чайковского с напряженной темой судьбы, которая не имеет ни исторических, ни возрастных границ. Зеркальце, отражающее лицо Клары, содержит намек на то, что исполнение желаний во многом зависит от самого человека, его раздумий и сомнений. Становятся понятны слова Мари, сказанные дочери: «Все, что тебе нужно, внутри этого яйца». Проницательная мать отправляет Клару не по дорогам невинной сказки, а по непростым жизненным тропам. Они полны преград. Преодолеть их и пройти свой путь — предназначение человека. Важная мысль — о взаимоотношениях родителей и детей: вернувшаяся повзрослевшая Клара поняла тоску отца и его великодушие. Да и в королевствах, где она побывала, все так, как у людей, — совсем неоднозначно. Зло может обернуться добром, а радужные помыслы — принести несчастья.
Фильм же почти принципиально отказывается от всяких глубин и сложностей, смыслы не играются, а проговариваются и потому тонут в инфернальном свете, захлебываются в клубах дыма, зависают над пропастями, гибнут в смерче штормовых волн. На явлениях живой и компьютерной природы, причудливых костюмах и замысловатых прическах сконцентрировалась фантазия авторов, представив яркие и чрезвычайно красивые картинки. Замок, населенный сладостями, напоминает нарядный и радостный храм Василия Блаженного. Заснеженные улицы и почти игрушечные домики с цветными черепичными крышами словно сошли с полотен голландских мастеров. Прическа королевы Сливы — сугроб из тонких нитей сахарной ваты. Глаза снежного короля заслоняет челка из сталактитов сверкающих сосулек. Шубка Мышиного короля «соткана» из тысяч маленьких двигающихся грызунов. Все эти замечательные образы распадаются на фрагменты, фильм словно и не настроен на создание единого целого. Искушающее волшебство сладкого и сентиментального «Щелкунчика» в ряде сцен напоминает прежние картины: «Хроники Нарнии», «Лев, колдунья и платяной шкаф» и особенно «Алису в Стране чудес».
Актерские работы, а их множество, существуют сами по себе, пробросом, в них главное — эффектность поз, жестов, мимики, а внутренние рефлексии тревожат редко. Кира Найтли, чей персонаж верховодит в мире сладостей, с радостью демонстрирует карамельное жеманство и умение оставаться грациозной в невероятно пышных платьях. А пиратского вида матушка Имбирь, отлично сыгранная Хелен Миррен, напоминает Шапокляк, да и крыс-мышей в ее распоряжении — целые полчища.
Главную роль исполнила юная Маккензи Фой с наивной детскостью и грациозной естественностью. Ее Клара убедительна и в сиротливой потерянности, и в образе полководца поневоле, который бросился защищать мир, сотворенный мамой. Несмотря на то, что Дроссельмейеру отведено не так много экранного времени, добродушный одноглазый хитрец Моргана Фримана оставляет в памяти то волшебство, на котором замешано настоящее искусство.
Несколько танцевальных фрагментов напоминают реверанс первоисточнику, и только. Благодаря им в кинотеатры поспешат поклонники Сергея Полунина и наверняка расстроятся — замечательный танцовщик участвует в крошечном балетике в роли Сладкого кавалера. Сергей уже несколько лет пробует себя в кино, оно с радостью его принимает, но видит в нем по большей части артиста балета. Вот и в «Щелкунчике» он танцует вместе с солисткой Американского театра балета Мисти Коуплэнд.
Фильм настроен покорить мир. В финале звучит специально сочиненная для фильма песня в исполнении семейного дуэта — звездный Андреа Бочелли вывел в свет своего красавца-сына Маттео. Для России она записана по-русски, подготовлены варианты на разных языках. Партия фортепиано отдана Лан Лану — талантливому и модному американскому пианисту китайского происхождения. Звезд в «Щелкунчике» — много, бюджет — фантастический, что далеко не всегда гарантирует удачный проект. Однако «Дисней» и не скрывает желания просто развлечь публику.
Елена Федоренко
Источник