Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Одиссея капитана «Калипсо»

История Жак-Ива Кусто — микст приключений и семейной драмы

Медленное погружение во вселенную, где нет понятий «верх» — «низ». Но отличие от черного космоса где-то там, высоко, за едва угадываемой рябью волн — золото солнца… Вы смотрите «Одиссею» Жерома Салля — самый масштабный проект в истории современного французского кино.

Детская мечта Жак-Ива о небе — мечта всех мальчишек его поколения — воплотится в грандиозное путешествие в «мир безмолвия» длиной в жизнь. И в воде достижимо ощущение невесомости. Впрочем, для авторов фильма чрезвычайно важно, что Кусто был не только исследователем Мирового океана, изобретателем, фотографом, но и режиссером. Его фильмографии позавидуют многие профессионалы. Он обладатель «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви».

По сути, съемочной группе Жерома Салля отчасти пришлось повторить экспедиционный путь Жак-Ива Кусто: Южная Африка, острова Средиземного моря. «Одиссея» — первая игровая картина, которая снималась в Антарктиде.

Камера превращается в батискаф, с его помощью мы сами погружаемся в подводный мир: едва не касаясь нас, проплывают гигантские черепахи, хищные мурены, морские скаты, хамелеоны, на холодном солнце «греются» морские леопарды. Заглядываем в многоярусные мрачные пещеры. Заглядываемся на голубые айсберги, экзотичные пейзажи. В помощь нам — старые камеры, временами потертая пленка, флешбэки, съемка под хронику, на которой запечатлены не только подводные красоты, но и жизнь самих исследователей. Потому что «Одиссея» — это и байопик о капитане-легенде, и попытка стилизации фильмов самого Кусто. Сюжет картины основан на мотивах книг старшего сына капитана Кусто Жан-Мишеля и его ближайшего друга, члена команды «Калипсо» Альбера Фалько.

Рассматриваем старенькое судно «Калипсо» — списанный минный тральщик Британских ВМС, выкупленный и отремонтированный за счет проданных фамильных драгоценностей жертвенной жены Кусто Симоны (Одри Тоту). И вот на этой рухляди, сжирающей в день полторы тонны топлива, они отправятся за моря-океаны? Это и есть тот самый плавучий дом, на котором «семейка с жабрами» проплывет тысячи миль и десятки лет? Кстати, верная Одиссею Пенелопа-Симона будет ждать ветрогонного путешественника не на берегу, а в своей каюте на том же «Калипсо». И неизвестно, сложилась бы поэма странствий капитана «дальнего плавания» без искательницы приключений Симоны.

Фильм Салля любопытен попыткой воссоздать не только запутанные взаимоотношения внутри знаменитого семейства, но и лишенный глянца портрет легендарного путешественника. Честный портрет. Сотканный из противоречий, побед и катастроф. С одной стороны, это история увлеченного романтика, поменявшего земную твердь на зыбкие волны. Открывшего человечеству «второй космос». С другой — за гигантскими планами, умопомрачительными вояжами где найти любимцу всего мира время и силы для внимания к близким? И еще вот эта его привычка смотреть на окружающую реальность через глазок кинокамеры… Эта подмена настоящей жизни — съемками «настоящей жизни у порога океана».

В его прославленной жизни вообще много разночтений. Альтруистическая любовь к дикой природе, изобретательные акции во имя ее защиты. И тут же неоправданная жестокость по отношению к животным, которые будут изображать в его кино «дикую природу» для пущей убедительности. А как обойти стороной коммерческую составляющую его таланта? Редкую способность продать самые фантастические идеи на ТВ, увлечь толстосумов, наобещать золотые горы продюсерам. Или заинтересовать нефтяников — можно же брать со дна породы! Породы нефти, которая будет отравлять море. И все это он, создатель империи… с 20-миллионным долгом.

В «Одиссее» проза и поэзия сталкиваются буквально в каждом сюжетном повороте. Авторов притягивает не просто именитость великого сумасброда. Они рассказывают о пути личности. От головокружительного замаха юности, стремящейся победить, удивить, покорить природу, заселить людьми океан, — до мудрого осознания своей малости и своей причастности к вселенной. И ответственности за эту бескрайность, у которой, оказывается, вовсе не бесконечные ресурсы. Не обязательно отправляться к Огненной земле, чтобы увидеть кровавую бойню, которую устраивают китобои. Но порой необходимо преодолеть тысячи километров, чтобы показать человечеству масштабы экокатастрофы. И только с этим видимым доказательством в руках предложить миру мораторий на китобойный промысел, на ядерные испытания.

Это кино о цене мечты. Съемочная группа Жерома Салля не могла без компьютерной графики воссоздать подводный мир, показать океан как идеальный образ мироздания. Прав Гомер, сказавший в Одиссее: «Прекрасное недолговечно». Образ мироздания исковеркан, изуродован так называемой цивилизацией.

Режиссер «Одиссеи» (возможно, вслед за съемочной группой Кусто) дважды использует один и тот же прием. За столом «Калипсо» сидят люди и что-то горячо обсуждают. Камера отъезжает через иллюминатор в необъятное море. Люди уменьшаются там, в маленьком светящемся круглом окне… пока совсем не исчезают в «другом мире».

Стоит еще сказать, что картина Жерома Салля — продолжение захватывающего киноромана французов с подводным миром. До сих пор помним «Океаны» Жака Перрена и Жака Клюзо, восхитившие погружением в трехмерное пространство бесконечной красоты и взволновавшее сценами насилия над живым миром природы.

Настоящая Одиссея Жерома Салля — семейный портрет Кусто в интерьере вовсе не бесконечной красоты. И это ощущение включенного таймера рифмуется с главным кадром — отъездом камеры от иллюминатора. Только кажется, там, в иллюминаторе, уже не люди, а сам океан. Мы «отъезжаем» все дальше, и голубая бездна темнеет, уменьшается до небольшого синего клочка — почти точки.

Лариса Малюкова

Источник

500


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95