Эту свою победу, уже четвертую на гонке «Дакар», Эдуард Николаев вырвал на зубах. За два дня до финиша его «КамАЗ» шел бампер в бампер с IVECO Федерико Виллагры из Аргентины. На российском бездорожье аргентинец вряд ли имел бы шансы, но пролегающая по пескам и прериям трасса для него была родной, изученной до мелочей. Это было испытание характеров, великая битва, которых за день до финиша разделяла... представьте, одна секунда! А на последнем этапе Николаев уже сражался только со своей машиной и доехал он до финиша чудом, с разрушенным сцеплением.
Витоге российский «КамАЗ» снова встречали с цветами в аргентинской Кордобе. Позади осталось 8 тысяч километров трассы высшей категории сложности. До финиша добрались всего десяток грузовиков из тех 42, что две недели назад стартовали в столице Перу. Получается, только один из четверых выдержал изнурительную многодневную гонку.
Команда «КамАЗ-мастер» тоже несла потери. На предательском повороте перевернулся грузовик Айрата Мардеева, на полной скорости воткнулся в дюну грузовик Дмитрия Сотникова. Три из четырех наших машин гонку продолжили, но с большим отставанием уже трудно было рассчитывать на победу. И тем не менее Мардеев взял «Бронзового бедуина», едва не достав белорусский МАЗ. Позади остались опытнейшие гонщики на IVECO, TATRA, Renault, Scania, LIAZ...
«Я не помню такого накала страстей, такого уровня конкуренции, — говорит Айрат. — Это вдобавок к отчаянной борьбе со стихией. Перуанская жара и пески сразу стали шоком для многих, следом шли высокогорные перевалы в Боливии, потом опять пески, уже аргентинские. Справедливо было бы давать медали всем, кто в таких условиях вообще доехал до финиша».
«КамАЗ» самого Николаева не раз мог сойти с дистанции. Они теряли колесо, ломали редуктор, застревали в барханах и даже переворачивались. Всякий раз их спасало мастерство механиков, взаимовыручка пилотов и поддержка всей команды, которая дружно работала на своего лидера. Экипаж будущего победителя, показав на первом этапе третий результат, затем стал наращивать преимущество и вскоре возглавил гонку. А на пятом этапе его по-настоящему выручил чех.
«На этом этапе многие застревали в песке, — вспоминает Эдуард. — Одну дюну я с ходу не смог взять. А когда начал сдавать назад, колесо провалилось в яму, и машина завалились на борт. Самим уже было не выбраться. К счастью, следом на «Татре» шел Мартин Коломы, он сразу мигнул фарами — мол, готовьте трос, помогу. Чех за 15 минут поставил нас на колеса, за что я ему очень благодарен. Как и нашим ребятам, которые даже отдавали свои запчасти, чтобы я не терял темп.
Взаимопомощь на «Дакаре» в порядке вещей. Французские гонщики даже придумали термин «водовоз» — это машина, которая едет за лидером, помогает, вытаскивает из песка. Поначалу все пилоты выступают на равных, но после серьезной неудачи виновник иногда становится «водовозом» до конца гонки.
Развязка наступила на этапе Сан-Хуан — Кордоба, когда из-за поломки коробки передач аргентинец сошел с дистанции. Информация о проблемах Федерико Виллагры пришла вскоре после старта. Почти одновременно поступает информация, что и на машине Николаева не все гладко: вышло из строя сцепление. Такой ремонт на точке сервиса в силу сложности и трудоемкости невозможен. Поэтому экипаж продолжал движение, натужно ревя мотором и переключая передачи только с помощью перегазовки.
Спрашиваю победителя, какая часть гонки оказалась самой сложной.
«Пожалуй, этапы в горах, — говорит Николаев. — Мы на бивуаке спали мало, поскольку приходилось готовить машину, а на высоте еще и толком не поесть — вода не кипит, огонь тухнет, котелки приходилось греть автогеном. Помню, только задремал, как снится знаменитый татарский суп с курицей и лапшой...»
А свою победу он посвятил нашим олимпийцам, на долю которых выпали совсем не спортивные испытания. Николаев говорит, что очень хотел взять «Золотого бедуина». Чтобы всем доказать, что россияне могут побеждать без всякого допинга.
Анатолий Журин