Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.
Слову односо́лодовый (ударение на 3-й слог) в смысле определения нормы произношения не очень повезло.
Мало того, что русское ударение обладает динамикой, так еще и само слово односолодовый не так просто.
Сначала о русском ударении. Особенность его в том, что оно подвижно и разноместно. Если даже привычная для нас лыжня́ когда-то была ошибкой, а странная для наших дней лы́жня нормой, то нечего и говорить об остальных, неоднозначных случаях. Можно относиться к этому по-разному, но норма меняется со временем, это просто факт.
То, что мы наблюдаем в словах из ряда сирота́ – сиро́ты, нача́ть – на́чал и па́рус – паруса́ — это такое свойство русского ударения, как подвижность. В разных формах одного слова ударение может быть разным, не говоря уже об однокоренных.
А еще есть слова с акцентологическими вариантами (тво́ро́г) и слова с побочными ударениями (высо́коодаре́нный). В общем, все очень разнообразно и динамично, поэтому говорить “правильно только так, а не вот так” могут себе позволить только очень далекие от науки люди.
Что же с односо́лодовым и в чем с ним сложность. Конечно, на ударение в этом слове не могут не влиять другие его формы и однокоренные слова, и тут у нас в норме есть со́лод с ударением на первый слог и солодо́вый – с ударением на третий (и это зафиксировано во всех словарях). Куда бежать – неясно: и односо́лодовый похоже на правду, потому что со́лод, и односолодо́вый, потому что есть нормативный солодо́вый. И даже нельзя сказать, что какой-то из вариантов –недопустимый, ошибочный и запретный, потому что каждый объясняется и вообще – допустим в любом случае, учитывая особенности нашего ударения.
Осложняется все и тем, что ни в одном авторитетном источнике это слово не обозначено, поэтому мы можем опираться только на узус – традицию употребления носителями языка. Чаще всего в узусе встречается ударение односо́лодовый. Отчасти причина в том, что со́лод почему-то влияет на него сильнее, чем солодо́вый. А отчасти в том, что слово сложное, длинное, и в потоке речи такое утомительное для произнесения, что мы просто “не доносим” ударение до пятого слога. Чем длиннее слово, тем раньше вы услышите в нем ударение: в таких словах акцент стремится к началу и к середине.
Есения Павлоцки