Офлайн и онлайн редакции
Интервью с одним из содателей Яндекса
Интернет - штука непонятная, сложная и дорогая. Так считают журналисты, которые до сих пор не используют возможности всемирной сети для продвижения своего издания.
С другой стороны, ведущие столичные издательства пристально следят за развитием интернет-технологий, идут в ногу со временем и не упускают ни единого шанса занять выгодные позиции в информационном дожде электронных СМИ. Уже стало популярным явление перекрестного пиара: издание поддерживает сайт - сайт поддерживает издание. За последние два года ведущие газеты столицы как один изменили свой облик: добавили в "шапки" замысловатые сочетания интернет-адресов www.лучшаягазета.ru, а на официальных интернет-страничках регулярно выкладывают материалы из свежих номеров в электронном виде. Такой шаг интеграции печатного издания в электронный вариант значительно увеличил аудиторию читателей и рейтинг газет в современном обществе.
О том, как найти свою нишу во всемирной сети и привести в интернет-издание целевых читателей практически бесплатно, рассказывает главный аналитик лучшей поисковой системы рунета Яндекс Алексей Валерьевич Амилющенко.
- Алексей Валерьевич, на Ваш взгляд, необходимо ли изданиям иметь свой сайт во всемирной сети? Правильный ли ход - дублирование печатной информации в Интернете?
- Сейчас, скорее, стыдно не иметь свой сайт. Обратите внимание на крупные и солидные издания, которые давно в интернете себя обозначили и правильно сделали. Аудитория интернета постоянно растет, растет быстро, она молодая и, как правило, с деньгами. Именно она нужна почти любому изданию. Поэтому понятно, что через интернет эту аудиторию и пытаются охватить.
Другое дело - дублирование информации. Это первый и самый простой способ: выкладывать печатную информацию в интернет. Дальше нужно развиваться. У серьезных издательств интернет-сайты и сами печатные издания все-таки разнятся. В чем эта разница? Во-первых, в офлайновом издании ограничена площадь, а в интернете площадь ограничена только объемами физического места на сервере, которое при необходимости легко докупается. Поэтому очень часто в бумажных газетах можно встретить статью, которая не уместилась целиком на полосе, с пометкой: "Полную версию материала смотрите у нас на сайте в интернете". В итоге, когда у издания появляется своя интернет-редакция, которая дружит с редакцией, выпускающей бумажный выпуск, аудитория читателей значительно возрастает.
Во-вторых, обычно интернет-издание успевает более оперативно реагировать на окружающую жизнь. Случилось какое-то событие: газета в лучшем случае напечатает об этом в течение суток, а в интернете новости появляются "как только, так сразу".
Классический пример: уход Ельцина в отставку. Всем бумажным изданиям он сделал "большую гадость", потому что ушел 31 декабря, когда все уже праздновали Новый Год. Ни одна газета не успела эту новость напечатать, поскольку издания "проснулись" только к 5 января. А в интернете на новостных сайтах тут же появились баннеры "Поздравляем с Новым президентом!".
Третье. Если у издания есть свой сайт, то это хороший коммерческий проект, который увеличивает аудиторию читателей, потому что материалы издания в электронном виде можно получать из любой точки мира... Возьмем "Коммерсантъ". Он издается и в Америке, и в Германии, и во многих местах, где есть русская диаспора. При этом и сайт газеты весьма популярен. Тем более что на сайте можно получить доступ к архивным номерам.
Интернет не убивает подписчиков, чего многие издательства опасаются: мол, если мы сделаем интернет-сайт, то все читатели уйдут в интернет. Нет. Никто никуда не уйдет. Интернет-сайт только увеличит аудиторию читателей. Так что все разговоры о том, что интернет убьет прессу, - беспочвенны. Все-таки, несмотря на все плюсы интернет-издания, бумажный вариант читать проще. Ситуация сравнима с кино, о котором раньше говорили, как об убийце книжек.
- Предположим, редакция приняла решение о создании сайта, но не знает, с чего начать. Насколько мне известно, в первую очередь разрабатывается контент, и это одна из самых сложных сторон создания странички во всемирной сети...
- Контент сайта (от англ. content - содержание). Под "контентом" в широком смысле понимают собственно наполнение сайта. Контент сайта соотносится с дизайном, как содержание с формой. В более узком смысле слова контент сайта - это материалы, размещенные на нем: в основном тексты, а также картинки и музыка.
- Для журналистов, решивших создать сайт издания, проблем с контентом возникнуть не должно.
Начинать можно, думаю, с простого: выкладывать статьи, опубликованные в газете/журнале на сайт. Дальше редакция должна принять для себя решение: готова ли она оплатить создание стильного сайта, хватит ли денег для этого (профессиональный дизайн отнюдь не дешев). Если денег нет вообще, то можно просто своими силами выкладывать материалы, пользуясь услугами, например, бесплатного хостинга.
- Хостинг - это услуга по размещению чужого сайта на своем веб-сервере.
Первоначальную страничку, я думаю, можно сделать и на www.narod.ru. Но если сайт солидного издания находится в домене третьего уровня (лучшаягазета.народ.ру), это уже говорит о том, что такое издание не очень серьезно относится к интернету. Странно видеть коммерческую фирму, которая пытается сэкономить на хостинге. Есть коммерческие хостинги стоимостью 5-7 долларов в месяц, которые предоставляют достаточно хорошие условия для размещения в домене второго уровня (лучшаягазета.ру).
- Как сделать, чтобы на сайт издания приходил целевой читатель?
- Здесь есть несколько составляющих. Во-первых, бумажное издание, в котором можно ссылаться на интернет. Обратите внимание, что телевидение давно стало это делать. Например, после новостного выпуска сообщается: "Подробности смотрите на нашем сайте", т.е. через офлайн рекламируется интернет.
Во-вторых, если есть сайт, который содержит много текстовой информации (а такой информации на сайте с каждым номером должно прибывать), то, конечно, он будет проиндексирован поисковыми машинами. С момента появления сайта до его попадания в поисковую машину проходит относительно немного времени, в среднем около двух-трех недель. В итоге сайт будет находиться в результатах поиска, и на него станут переходить посетители, которые искали что-то по теме издания.
Наконец, предположим, что у издания есть своя новостная лента. Новости вполне можно транслировать на Яндекс.Новостях или в других новостных агрегаторах, где собираются, классифицируются, отображаются новостные ленты различных изданий. Учитывая, что ссылка проставляется на источник новостей, это прибавляет интернет-изданию целевых посетителей.
- Как узнать, какие слова наиболее часто употребляются пользователями поиска yandex.ru?
- А зачем? Неужели издание готово сменить свою специализацию, ориентируясь на то, какие слова наиболее часто употребляют пользователи поисковой машины? Я бы "плясал" все-таки от тематики издания. А как ищут пользователя и что они ищут - это вторично. Просто пользователи ищут всё! Вообще всё! Поэтому о чем бы ни было издание, все равно найдутся пользователи, которым это интересно. По статистике посетители задают в день около 10 миллионов запросов, используя в них более 2,5 миллиона разных слов. Любое понятие, или имя, или название, которое существует в этой жизни, кому-нибудь да нужно (если, конечно, мы не говорим про издание о несуществующих в языке словах).
Яндекс четко знает, сколько раз то или иное слово использовалось в запросах, а также в каком контексте оно искалось. Например, по слову "пробка" видно распределение спектра интересов пользователей: пробка на автомагистрали, пластиковая пробка, воздушная пробка и т.д. Также Яндекс предлагает ассоциации, показывая, что еще искали те люди, которые интересовались пробками. Это очень содержательная маркетинговая информация для тех, кому интересно, что, как и зачем разыскивают пользователи интернета.
Курьезный случай из жизни. Как-то в рекламный отдел Яндекса обратились строители, которые хотели показывать рекламу своего интернет-ресурса только тем, кто интересуется строительством, используя в своих запросах слова: кафель, шифер, строительная плитка... Такая реклама называется "поисковая". Например, пришел кто-то искать, где купить кафель, а ему рекламный блок про распродажу кафеля... Когда стали проверять статистику, оказалось, что тех, кто ищет шифер, интересует, скорее, известная фотомодель Клаудия Шиффер (Claudia Schiffer), но отнюдь не строительный шифер.
- Если для поискового паучка так важна частота повторения слов в текстах, стоит ли переделывать печатные материалы специально под требования поисковых роботов во всемирной сети? Это же двойная работа...
- Представление о том, что робот поисковой машины ориентируется только на количество повторений ключевых слов, устаревшее. Гораздо важнее, например, "уважение" к этому изданию со стороны других изданий (его цитируемость в интернете).
Соответственно специально переписывать текст в надежде, что он будет лучше находиться, смысла нет. Тем более, у журналистов есть свой стиль, который нарушать, думаю, не стоит. Другое дело, выкладывая статью в интернет, имеет смысл правильно и корректно оформить ее на html-страничке (емкий заголовок, правильные ключевые слова, соответствующие тематике текста).
- HTML - язык гипертекстовой разметки. На языке HTML не программируют, а верстают - особым образом размечают текст для публикации в интернете.
- Алексей Валерьевич, стоит ли доверять компаниям, которые в почтовой рассылке предлагают всего за 40-50$ вывести любой сайт и его материалы на первые строки всех поисковых систем мира?
- Шарлатаны всегда есть, были и будут. Не стоит пользоваться такими услугами по простой причине: все поисковые машины очень не любят поисковых спамеров - владельцев сайтов, которые всеми правдами и неправдами хотят попасть в первые строки результатов поиска.
- Иногда, когда вы ищете что-то с помощью поисковой машины (особенно это касается запросов, состоящих из одного слова), вы получаете в результате поиска страницы сайтов, не имеющие ничего общего с вашим запросом. Причина этого может быть в том, что владельцы этих сайтов пытаются "обмануть" поисковую машину так, чтобы их сайт появлялся в выдаче по всем наиболее популярным запросам. Это явления называется "поисковый спам".
Конечно, многие считают за счастье по любому запросу находиться на первом месте. Но этого никогда не будет. Наша позиция в этом плане очень жесткая. Все в интернете равны, поэтому "специально обученный" поисковый робот Яндекса релевантно выстраивает сайты, определяя соответствие их содержания интересам пользователя. Если сайт искусственно прорывается вперед по запросам, тематика которых не соответствует содержанию его страниц, он может быть просто удален из базы Яндекса. Учитывая, что каждый сайт в среднем имеет от 30% посетителей, пришедших из поисковой машины, то его владелец теряет ту значительную часть аудитории, которую он бесплатно получает из результатов поиска. Поэтому лучше не нарушать, чтобы не поймали...
- Кстати, как Вы лично относитесь к так называемому почтовому спаму (незаконной почтовой рассылке)? Существуют ли у Яндекса свои разработки, с помощью которых он борется с почтовым спамом?
- Яндекс один из первых в России заявил о том, что ему спам не нравится. У нас есть свой почтовый сервис Яндекс.Почта, и, по статистике последнего времени, каждое второе электронное письмо - спамерское. Это означает, что каждый второй компьютер, который работает в Яндекс.Почте, обсуживает спамерские послания. Да и пользователей, конечно, раздражают письма, которые они не просили.
Поэтому со спамом мы активно боремся, используя уникальную технологию "Спамооборона", благодаря которой, по отзывам пользователей, Яндекс.Почта считается одной из самых "чистых". А спамеров мы давили и давить будем!
- Многие читатели интересуются, на какие средства живут интернет-компании? Например, Яндекс выполняет большую работу по сбору информации во всемирной сети, а денег с посетителей за пользование поиском не берет, да и индексация сайтов бесплатная.
- Яндекс работает в рекламной модели. 99% денег, которые зарабатывает Яндекс, - это деньги от наших рекламодателей, оплачивающих возможность показать нашим посетителям свою информацию. При этом 2/3 приходится на поисковую рекламу, которая "реагирует" на запросы посетителей. Поисковая реклама не раздражает, она, скорее, подсказывает посетителю, где есть тот товар/услуга, который он ищет. Кроме того, такая реклама очень эффективна, и вероятность того, что увидевший ее пользователь станет не просто посетителем сайта рекламодателя, а еще и покупателем, очень высока. Наши клиенты это давно поняли: растут бюджеты, растет и количество рекламодателей.
Больше года назад мы вышли на самоокупаемость и сейчас зарабатываем существенно больше, чем тратим на жизнь и развитие. Нам удается быстро расти, благодаря политике компании, в соответствии с которой на первом месте у нас интересы пользователей и их комфорт в работе с сервисами Яндекса, а на втором месте - интересы рекламодателей. Яндекс - это прежде всего поиск, и мешать посетителю искать мы не будем, даже если рекламодатель с большими деньгами предложит нам установить навязчивую рекламу.
Вашим читателям желаю, чтобы у тех, кто впервые вошел в интернет, не было страха перед всемирной сетью, а если Вы чего-то не знаете, то спросите у Яндекса. Он всегда даст четкий ответ!
Беседовал Сергей ИСАКОВ
"Журналистика и медиарынок" всегда есть в продаже на факультете журналистики МГУ в киоске на первом этаже.