Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Окно в Европу»: вид на восток

Лучшие киноновинки фестиваля

Конкурс игрового кино кинофестиваля «Окно в Европу» подвел итоги — безусловными фаворитами смотра, проходящего у западной границы России, оказались картины, снятые в Бурятии и Якутии.

"Жили-были мы" реж. Анна Чернакова

Фильм из конкурсной программы открывал фестиваль, задав публике и гостям своеобразную планку выносливости: кто пережил этот киносеанс, тому дальнейшее уже казалось подарком судьбы. Среди фестивальной публики таковых нашлись считанные единицы, а вот обычные выборгские зрители оказались куда более терпеливыми и благодарными.

Завязка сюжета: мама уехала и возможно не вернется, папа тоже собрался в дорогу, да еще активная соседка к тему подкатывает, дочка пытается удержать папу в их старом доме. Дальнейшее напоминает сайентологический сеанс, разыгранный силами школьного драмкружка и при соответствующих материальных возможностях. Когда-то папа с мамой, еще шестиклассниками, играли вдвоем: папа заболел, мама пришла его навестить, они стали прыгать, потеряли шахматного коня... От коня переходим к стеклянному ключу, который необходим, чтоб открыть чулан, куда девочка, будущая мама, заперла по случайно проявившейся злобе мальчика, будущего папу, и теперь хочет освободить.

Бабушка из старого портрета дает совет - через картину отправиться в прошлое. Но каждый раз обзавестись ключом что-то мешает - "прежняя вина не дает двигаться вперед".

Приходится углубляться все дальше, сначала к дедушке из старого Петербурга, потом к дедушке того дедушки, потом к дедушке дедушки дедушки...

Последнего дедушку играет Владимир Ильин, предпоследнего - соавтор сценария и художник-постановщик Александр Адабашьян, петербургского деда - Михаил Жигалов, бабушку на портрете - Елена Сафонова. Для вида помогает, а на самом деле мешает девочке в ее поисках опереточно-демоничный персонаж в исполнении Дмитрия Певцова, работающего на уровне площадного аниматора даже на общем фоне, при том что и звезды-мэтры, и замечательный Леонид Бичевин в роли мнительного отца героини тоже, и талантливая Алена Бабенко, безвкусно воплощающая соседку-нахалку, прямо сказать, не блещут.

 

 

Сюжетная рамка, недвусмысленно (и осознанно, что подтвердили авторы) заимствованная из "Голубой чашки" Аркадия Гайдара, в соединении с "кармической" подоплекой и обязательной православной колокольней в финале создает идеологическую эклектикусквозь которую пробиться хотя бы до элементарной фабулы непросто, а главное, пропадает всякое желание в нее вникать. Так же и в картинке игровое кино соединяется с анимационной техникой, сделанной нарочито топорно - осознанный ход не выглядит решением, скорее проявлением скудости фантазии, помноженной на претенциозность. Приз от фонда Станислава и Андрея Ростоцких, врученный Александру Адабашьяну ("я даже не понял, за что" - с обидой заметил мэтр, получая его на церемонии закрытия) едва ли потешил амбиции творческой группы.

"Хит" реж. Маргарита Михайлова

Катя и Юля - не москвички, эти юные девы приехали из какого-то другого города, неизвестно какого, но, возможно, одного и того же - девушки сами не уверены, и авторы, видимо, тоже. Раньше бы их назвали "лимитой" и они мотались бы по общагам, сейчас они достаточно благополучно, сытно и спокойно живут на съемных квартирах, имеют творческую работу, а мечтают о большем.

Юля - начинающий архитектор, разработала свой проект, и уверена, что очень крутой. А ее взрослая подруга-землячка, приехавшая в Москву погостить (Юлия Ауг) знакомит Юлю со своим новых ухажером из интернета, богатым иностранцем с востока. Тот при удобном случае сразу начинает домогаться Юли, а Юля не то чтоб рада, но раздеться перед буржуем ради карьеры готова, племянник же похотливого азиата успевает сфотографировать Юлю топлесс на мобильник. Между тем у Юли есть мальчик, в нее влюбленный (Петр Скворцов, сыгравший у Серебренникова в киноверсии "Мученика"), и она постепенно сознает, что тоже его любит, но компрометирующее фото может все испортить, тем более, что убегая от незадачливого насильника, Юля невзначай прихватила его бумажник.

Катя - светский фотограф, но мечтает о карьере певицы и у нее уже есть своя группа (двух молодых музыкантов играют однокашники по "Гоголь-центру" Игорь Бычков и Александр Горчилин), но нет хита. А для предстоящего концерта нужен хит, тем более, что Кате оказывает протекцию ее редактор (Алексей Вертков), приглашает на выступление солидного продюсера, и тот готов заняться молодежью. Обе линии сходятся как раз на клубном концерте, откуда Катя, Юля и вся компания мчится в кабриолете по Садовому кольцу. Но на Воробьевых горах эйфория зажигательной ночи развеивается.

А все-таки тучи не сгущаются. Иллюзии и реальность, надежды и разочарования в "Хите" намешаны в примерно равной пропорции, другое дело, что без особого расчета, не продумано и вообще как-то безоглядно. Визуальные примочки (вылизанная картинка, декорированная компьютерной графикой) налицо, а последовательной осмысленности по итогам просмотра не обнаруживается. Девочка (Маргарита Михайлова - ровесница главных героинь) сняла про девочек, не задумываясь по-настоящему - даже если сама она считает иначе и уверена, что выдала произведение немыслимой содержательной глубины - что же она все-таки делает: драму бесповоротного разочарования, сатиру или историю взросления через пробы и ошибки? Вот у нее один солидный состоявшийся мужик обещает девице-архитектору "помощь" в обмен на "уступчивость" - и показан при том явным выродком. А другой, помоложе и не столь богатый, но тоже статусный и обеспеченный, берет под свое крыло девицу-вокалистку - и он, кажется, ведет себя и достойно, и искренне, хотя эта линия и брошена авторами, но похоже, что певичку и редактора ждет продолжение романа.

В фильме нет разоблачительного, изобличительного, моралистического пафоса - и это отчасти меня с "Хитом" примирило, по сегодняшним меркам отсутствие пропагандистской заказухи уже успокаивает, чуть ли не радует. Но трезвого взгляда со стороны на события и характеры, хотя бы потуг на анализ, тоже нет: происходящее вываливается на голову кучей, а дальше каждый остается с собственными ощущениями.

"Подлец" реж. Михаил Левитин-младший

Вор-домушник Иван (Владимир Вдовиченков) не лишен понятий о т.н. "чести", он даже "спасает" новенького члена банды, двадцатилетнего Андрюшку (Данила Шевченко) от растления главарем Жоржем (Жан Даниэль), промышляющим на пару с православным батюшкой Кириллом убийством старух, завещающим представителю РПЦ свои квартиры. Вероятно, поэтому Ивану так легко удается грабить квартиры, проникая в них под видом армейского офицера. А прекраснодушная офицерская вдова Вера Филимоновна (Ольга Остроумова) мечтает непременно о муже-военном для своей взрослой дочери Юленьки (Ольга Левитина). И застав Ивана "на деле" у себя в квартире, принимает его за жениха, а Юленька подыгрывает. Ну и Иван со своей стороны втягивается в игру, сначала вернувшись за забытой зажигалкой-талисманом, а потом и влюбляясь в девушку.

Водевильный сюжет заканчивается печальной развязкой - Иван, убереженный девушкой от убийства приятеля, все-таки грабит квартиру Веры Филимоновны, ему не мешает даже призрак покойного полковника Эдуарда Николаевича (в этой мерцающей роли выступает Валентин Гафт). Сердце вдовы не выдерживает разочарования и она умирает. В то же время простенькая коллизия не лишена постмодернистской иронии, само заглавие увязывается с цитатой из Гоголя, вложенной в уста вдовы: "А невесте передайте, что она подлец!"

Подлецом номинально оказывается в фильме, конечно, Иван. На деле же бандиты узнают о том, что Иван решил переметнуться, после того, как Юленька отвела жениха на покаяние к православному батюшке, оказавшемуся тем самым отцом Кириллом, что отправляет с Жоржем отписавших церкви квартиру старух на тот свет. То есть в фильме находится место элементам и комедии положений, и мелодраматической сентиментальности, и по нынешним временам рискованной сатире (мало православных убийц, так еще и с армией не все просто: "не зря во всем мире наших военных называют вежливыми людьми" - говорит о ряженом домушнике прекраснодушная вдова офицера, который, кстати, и сам никогда в боях не участвовал, а просиживал штаны в военкомате, следовательно, отправлял на бойню молодых призывников) - хотя увязано одно с другим и третьим драматургически не всегда органично.

В актерском ансамбле или, как выразился на представлении фильма режиссер, "труппе" легко прослеживается "семейный подряд", ансамбль дополнен коллегами отца и матери режиссера по "Эрмитажу" и театра им. Моссовета соответственно (в частности, стариков в больнице играют Александр Пожаров и Юрий Амиго), и хотя каждый из них, по большому счету, выступает в привычном амплуа (от Ольги Левитиной, играющей Юленьку как неотмирную, воздушную фифочку-куколку до Жана Даниэля, предстающего в насмерть присохшем к нему гомосексуально-криминальном имидже), проглядывающая местами режиссерская небрежность дебютанта отчасти искупается актерской отдачей. Жюри ее не оценило.

 

"Искушение" реж. Александр Тютрюмов

Пробираясь через глухой лес на звуки арии Далилы из оперы Сен-Санса, молодая пара, собиравшаяся к кому-то на день рождения, но высаженная дорогой из попутки, попадает в лесную избушку, заставленную скульптурами. Хозяин сперва не желает пускать их на порог, но неожиданно сменяет гнев на милость, хотя и только по отношению к девушке, узнавая в ней давно желанный - по рекламной фотографии в туристическом журнале - женский образ. И сразу предлагает парню миллионы долларов отступных, желая, чтоб девушка стала его музой. Парень, недолго думая, соглашается. Недолго думая, соглашается и девушка.

Тем не менее разговоров, дискуссий, мыслей с цитатами из Пушкина и Лермонтова, Чехова и Гумилева, далее везде вплоть до "В лесу родилась елочка", хватает до утра. А под утро вместо разносчика заказанной на радостях пиццы является после многолетней отсидки бандюк, которому коробки с долларами принадлежат на самом деле. И девушка получает новое предложение уже от него - опять-таки его принимая. Парня же из бандитской машины выбрасывают на ходу не то живого, не то мертвого. А вот скульптор не согласился продать понравившуюся криминальному элементу скульптуру Сфинкса, только согласился подарить надгробие пса Анубиса.

 

 

Короче говоря, не продается только вдохновенье: последним жестом скульптор разбивает статуэтку, в которой видел воплощение ускользнувшей героини. Сценарист - Эрнест Ясан, но "Искушение" снято по повести Яна Тяате "Пересечение с главной дорогой". Хотя практически все действие фильма сосредоточено в камерном пространстве одного небольшого помещения, и можно подумать, что это пьеса. Много лет назад в театре им. А.Пушкина покойный Роман Козак ставил пьесу Тяате "Поздравляю с будним днем" - муторный спектакль был часа на три с антрактом, где несколько персонажей тоже мурыжили друг друга до умопомрачения, а под конец поздравили с будним днем и разошлись. "Искушение" все-таки малость поживее, особенно к финалу, даже какой-то экшн пробивается ненадолго, да и юмор нет-нет блеснет, к примеру, в эпизоде, когда персонажи выясняют, кто из них пырнул девушку ножом в попу. В главной роли скульптора-искусителя - Федор Добронравов. Равшана Куркова не впервые попадает в ситуацию с искушением при наличии эстонского акцента, она снималась у Вейко Ыынпуу в "Искушении святого Тыыну", сыграв там русскую проститутку, и опять-таки по сравнению с Ыынпуу опус Тютрюмова покажется захватывающим триллером.

Партнер Курковой, Кирилл Жандаров, звезд с неба не хватает, и Андрей Смоляков, играющий грабителя банков, явившегося за припрятанной добычей, новыми сторонами не открывается, но все терпимо, смотрибельно - непонятно только, зачем это в принципе нужно, почему взят именно этот материал, а не другой. И еще символико-мифологический подтекст с Пигмалионом и Галатеей, Анубисом и Сфинксом, а также "образом", напоминающем о Втором Пришествии, совсем уж лишний, обошлось бы "В лесу родилась елочка", ну в крайнем случае арией из оперы Сен-Санса - глядишь, и претензии не немыслимую религиозно-философскую глубину произведения не так коробили бы, и сомнений в праве этого никчемного 80-минутного фильма на существование возникало бы меньше.

"Птица" реж. Ксения Баскакова

Номинально главная героиня фильма - девочка Катя, страдающая закрытой, но тяжелой формой туберкулеза, оторванная в связи с этим от вроде бы любящей, но замороченной другими проблемами матери (Анастасия Мельникова), и оттого пребывающая в депрессии, отказывающаяся от еды и лекарств. Но фактически, по сути в центре внимания - персонаж Ивана Охлобыстина, на статус которого продюсеры определенно делали ставку. Играет Охлобыстин спивающегося рокера Олега Птицына, тоже туберкулезника, на почве чего они с Катей и знакомятся, а затем уже становятся друзьями. Кроме того, в проекте занят Гарик Сукачев, хотя появляется он спорадически, с накладными крыльями изображая ангела, когда в своих видениях персонаж отца Иоанна ходит по водам.

Автор сценария, между тем - Ярослава Пулинович, и очередная попытка сделать формату "новрусдобрдеткино" прививку молодежной соцдрамой предсказуемо дает очередного никчемного мутанта. Татуированный герой постоянно пьет, ругается и показывает непристойные жесты (не матом и не голый, но тем не менее), одновременно в ход идут иконки и песня из репертуара еще одного свежеворцерковленного коллеги "Прогулки по воде" - для "детского" формата, то есть, перебор. Уровень же мышления, морализм, пафос - абсолютно детсадовские.

Ну а сюжет, как водится - последнее, о чем думали создатели проекта: Олегу Птицыну жена изменяет с продюсером и требует развода с разделом имущества, члены команды предают солиста, с голосом проблемы, а решением станет, конечно же, Катя и ее вокал, неожиданно обнаружившийся ближе к финалу. В финале новая группа с Катей в роли солистки и при участии Птицына исполняет почему-то "Медведицу", десяти-с-лишним-летней давности совместный шлягер Лагутенко и Земфиры - посвежее ничего не нашлось для эффектной точки?

Самый же эффектный, ударный момент на протяжении всего фильм связан с заявлением Олега Птицына насчет того, что у его продюсера и успешного соперника за симпатию жены Шмакова (Кирилл Рубцов) слишком маленький "шмили-вили" - ну я даже не знаю, насколько это по-детски, в сущности, мало-мальски зрелому сознанию шутки про "шмили-вили" вряд ли придутся ко двору, стало быть, задача сделать детское, семейное, доброе и утверждающее традиционные ценности кино в значительной степени удалась. Ну при благословении отца Иоанна иначе и быть не могло. Охлобыстин фестивальную премьеру пропустил, уехав в паломничество на Афон.

 

"Черная вода" реж. Роман Каримов

Удачи у Каримова случаются через раз. После прорывного дебюта с "Неадекватными людьми" - бестолковая комедия "Вдребезги". Но затем - третья работа, когда от режиссера уже, казалось, нечего ждать, снова довольно любопытная, занятная вещица "Все и сразу". И теперь - "Черная вода". Формально - триллер, но, как честно предупредил режиссер во вводном слове, не все заметят, что это комедия. По сюжету два единокровных брата, Максим (его играет актер театра "Около" и пионер Петя из "Шапито-шоу" Дмитрий Богдан) и находящийся на излечении от наркомании Петр, страдающий к тому же клаустрофобией после того, как мать запирала его ребенком в комнате, а однажды заперла и повесилась, отправляются в глухомань, где приобрели сгоревший теплоход. С ними едет Полина, очередная девушка Максима (по всякой логике ясно, что Полина должна вскоре предпочесть Максиму Петра). Дорогой они обсуждают, была ли советская жизнь скудной и проходила в очередях, либо тогда жили честно и не ради себя, а ради великой цели - дискуссия несвежая, но кое-что обещающая.

 

 

Увы, дальше начинаются галлюцинации. Полина пропадает, потом появляется, но это уже как бы и не совсем Полина. К компании прибивается местная девушка Юленька. Туземцы разбрасывают свежее мясо в реку, окрестности полны воспоминаний о сгоревших на катере детях, а также о пропавшей свадьбе... Через некоторое время немногочисленные оставшиеся в деревне жители нападают на чужаков с камнями, подоспевшая полиция гостей спасает, а дядю Юленьки арестовывает за систематические изнасилования племянницы. Взятые Максимом пробы раскрывают и другой секрет: в воде "черного затона" содержится яд, вытекший из работавшего здесь прежде завода. Он давно растворился и теперь лишь вызывает галлюцинации, а в свое время именно от него погибли дети, виновник же, ответственный за отравление природы, инсценировал пожар, чтоб скрыть свой проступок.

Мистическое растворяется в материальном, экология мешается с психоанализом, а грань между сном и явью, как пожелал режиссер, теряется. Но если б даже Каримов всерьез полагал, что снимает новый "Солярис", и то было бы легче (хотя все равно - смешно, у нас нынче каждый выскочка если не второй Тарантино - значит, непременно новый Тарковский). Однако Каримов утверждает, что "выстебал" штампы ужастиков. И надо думать он уверен, что "Черная вода" - это страх как весело, хотя это ужас как уныло.

"Суперплохие" реж. Дмитрий Суворов

Александр Ревва, наголо обритый, играет дядю Витю, наркоторговца. Анне Чиповской досталась жена актера-неудачника, которая сначала отказывает ему в сексе, а затем, наоборот, зажигает по полной. Вообще на протяжении фильма этот актер-качок ("Райан Гослинг" - называет его похотливая соседка, которой необходимо, чтоб ее срочно удовлетворили, но сожителя нет рядом) только и хочет, что заняться сексом, но ему постоянно мешают. Главная помеха - младший брат, плохо дебютировавший в роли курьера, его напарника подстрелили, причем случайно и сожитель той самой похотливой соседки. Самое в этом во всем ужасное, что авторы, видимо, знали, что делали, и трудно говорить о неудаче, если этот ужас именно таким и был задуман. Собрать все штампы голливудских и британских криминальных комедий (от азиатской мафии до кокаина в банке из-под муки, идущего на тесто для пирога), бездумно намешать, сдобрить неспадающей эрекцией (но в трусах, поэтому "16 плюс") и повторением "трахать", "дристать", "пошел ты в жопу", и вот зал уже гогочет. А зал правда гогочет. Возможно, жюри тоже пошутило, присудив "Суперплохим" приз за "добротную сценарную работу".

"Дизлайк" реж. Павел Руминов

Для Руминова без разницы - слэшер, мелодрама или порно, у него все в одной стилистике, все с псевдокиноманским гарниром, но порно ("Машина любви", показанная на ММКФ) - это хотя бы что-то в его репертуаре новенькое, а в формате "слэшера" он уже неоднократно работал. Тематика, правда, в "Дизлайке" актуальная, модная, трендовая, особенно в свете недавнего "Убрать из друзей", которое Руминов наряду со всякими там "Криками" и "Пилами" не просто пародирует, но и постоянно о том напоминает вслух устами персонажей. И если у Каримова в "Черной воде" иронический подтекст настолько глубоко подводный, что не разглядеть, у Руминова, наоборот, им тычут в глаза и надоедают смертельно в первые же минуты.

Завязка сюжета - конфликт видеоблогеров Таши и Мити: Митя влюблен в Ташу, Таша обещает ответить ему взаимностью, если тот наберет миллион подписчиков, и не набрав их, Митя в онлайн-трансляции перерезает себе горло. Огорченная неожиданным последствием своего демарша Таша меняет образ гламурной телки на амплуа альтруистки, опекающей умственно отсталых, и среди них - одаренного юношу Гену, горячего поклонника ее блога. А спустя какое-то время семеро популярнейших видеоблогеров, и среди них Таша, собираются в загородном доме на презентацию "дьявольского" энергетического коктейля в формате "реалити-шоу". Тут появляется убийца в маске ребенка (маску Руминов использовал и на представлении картины перед показом, но на себе не показывал) и принимается всех крошить, загадывая загадке в духе "Пилы" и множества других подобных вещей: мол, кто из семерых убийца? Пытаясь уцелеть, блогеры попутно вступают в романтические отношения и напропалую поминают голливудские названия и имена, особо подчеркивая предстоящую через два дня премьеру очередных "Звездных войн".

 

 

Самый забавный, и он таким задуман, фрагмент "Дизлайка" - представление участников от одного из них, картавого умника, выступающего под ником Онегин. Крошево с расчлененкой, где к убийце-ребенку присоединяется помощник в черном черепе - просто жвачка, но тоже еще сколько-нибудь терпимо. Далее, когда начинаются рациональные объяснения произошедшего, сдобренные псевдоморалью (потому что странно было бы ждать от Руминова настоящей морали, и я не знаю, что здесь было бы хуже - циничный имморализм или проповедничество, упакованное в подобную эстетическую обертку, до которого дошел Вырыпаев). Жюри отметило дипломом оператора фильма Федора Стручева.

"Прикосновение ветра" реж. Ольга Веремеева

Проезжая по Приморскому проспекту после пересадки из "Сапсана" в автобус до Выборга, мы видели из окна питерский "дацан", буддистский храм - на него настоятельно обратила наше внимание одна из спутниц, оказавшаяся консультантом фильма "Прикосновение ветра". Действие картины происходит в Бурятии, куда прибывает со съемочной группой актриса, она же главная героиня, Юлия Ауг. Она ищет некоего Батыра, но Батыра нет и общается гостья с его младшим братом Эдуардом, постепенно признаваясь, что в годы учебы в московском театральном у нее с Батыром был роман, и даже настоящая любовь, от которой осталась дочь - но Батыр очень хотел вернуться после учебы домой, и когда сделал Юлии предложение, она отказала. Теперь, как выясняется уже совсем под конец, Юлия умирает, и вот приехала снова увидеть свою главную любовь.

Все-таки основной причиной приезда актрисы и героини в Бурятию (по сюжету, я имею в виду) были любовь или съемки - я, честно говоря, не до конца уловил, но восток, как известно, дело тонкое. Тем более, что приехала она все равно за одним, а нашла другое: преисполненную буддистской, а где-то и языческой духовности землю, с шествиями монахов в оранжевых одеяниях, диковинными строениями, целебными источниками, а заодно и рыбалкой на Байкале - то есть полным комплектом душеспасительных радостей вкупе с бонусами отдыха на природе, так что ощущение туристского промо от фильма остается в любом случае.

И вот расфуфыренная, в платье, шляпе и туфлях на шпильках московская дама приезжает просто из непонятных побуждений в дальние края - и заново обретает там себя. Вместе с тем Бурятия показана не как заповедник первобытных чистосердечных дикарей, но как идеальное сочетание традиционализма с модернизацией: не только Батыр - профессиональный актер с московской выучкой, но и Эдуард в опере басовые партии поет (в фильме звучит Гуго Вольф, а к финальным титрам ария Зорастро из "Волшебной флейты" Моцарта), все, что надо, они от запада взяли, а остального им своего хватает, тогда как западу (Москва в таком раскладе тоже как бы "запад") ой сколько чему есть у буддистского востока поучиться.

Кроме того, композиция фильма "прошита" от и до эпизодами кастинга, как бы проходящего в театре Док, еще старом подвале на Трехпрудном, где не только Ауг, но и другие "претендентки" (среди них - Ксения Зорина и Наталья Перель) высказывают свои суждения о прочитанном сценарии будущей работы. Можно подумать, Ауг высказалась точнее, оттого предпочтение отдали ей - это тоже своего рода микро-сюжет, хотя прием с включением актерских комментариев в киноповествование отработан еще Годаром и Бергманом. На самом деле, конечно, с Ауг все выяснилось заранее, хотя на пресс-конференции уточнили, что актриса, уже точно зная о предстоящей работе, высказывалась от себя, от души, без подготовки. Вообще на фестивале было аж три картины с участием Юлии Ауг - помимо "Прикосновения ветра" еще "Хит" и, вне основного конкурса, "Метаморфозис", но именно за "Прикосновение ветра" актриса получила награду от жюри под председательством Сергея Урсуляка.

"Его дочь" реж. Татьяна Эверстова

"Иди только той дорогой, которую проложили предки, и тогда не заблудишься" - этим все сказано. В последние годы все больше снимается фильмов на национальных языках, и якуты в этом движении лидируют с колоссальным отрывом от остальных народностей. Но и якутские, и прочие фильмы подобного рода исключительно однотипны, однообразны по языку, посвящены неизменно одной и той же проблеме, а именно - спасительности для индивида традиционного морально-бытового уклада и катастрофы в случае его разрушение, связанного, как правило, с экспансией цивилизации. Героям "Его дочери" на сей счет можно не переживать, действие, судя по раздающемуся из радиоприемника гимну СССР, "дружбы народов надежный оплот" и т.п., а также мелькающим в обрывках якутских разговоров за столом Ирану-Ираку и арабам с израильтянами, происходит в 1980-е годы, период детства молодой женщины-режиссера; цивилизацией интернета и гаджетов пока что и не пахнет, ни в бытовом, ни в мировоззренческом отношении.

И героиня картины, якутская девочка Таня, живет у бабушки с дедушкой в деревне будто в раю, остальными потерянном. Отец ее давно умер, мать с сестрой в городе и, видимо, планирует снова выйти замуж. Но Таня уверена, что покойный отец всегда с ней, поэтому новый папа ей не нужен, да и близость с бабкой и дедом ей важнее, особенно, в отсутствие отца, с дедушкой. Нельзя сказать, что в жизни Тани нет места драмам, боли, смерти - погибает трагически дядя девочки в результате случайного выстрела из ручья; разбиваются птичьи яйца и Таня с двоюродным братом хоронит "останки", хотя считается, что это плохая примета - и как раз после этого случается несчастье с дядей; сама Таня, отправившись вслед за другими детьми вопреки дедовой заповеди ходить только по проложенным предками дорогам в лес, заблудилась, но ее вывела любимая корова - а вскоре эта корова заболела и ее собираются забить.

Тем не менее ничто не поколеблет гармонии с природой. Высшее проявления этой гармонии - путешествия Тани с дедом в Алаас, страну предков, на волшебное озеро талой воды посреди летней тундры. Засахаренная буколика, конечно, подается с приправой "магического реализма", который по обыкновению оборачивается на деле наглядным пособием по природоведению и этнографии, на мой вкус утомительным, хотя в данном конкретном случае по крайней мере без лживого почвеннического пафоса, уже не худший вариант. Гармонию, утраченную западной цивилизацией, но якобы сбереженную восточной, жюри отметило главным призом фестиваля.

Кадры из кинофильмов - okno-filmfest.ru

Вячеслав Шадронов 

Источник

492


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: