После закрытия музеев Москвы главным арт-центром России автоматически стал Санкт-Петербург. Здесь в ноябре открылось сразу несколько крупных выставок на самые разные темы. «Известия» выбрали пять экспозиций Северной столицы, которые пока еще можно увидеть. И, возможно, следует поспешить: из-за коронавируса ситуация с культурными институциями остается нестабильной.
«В круге Дягилевом. Пересечение судеб»
Эта выставка — самая впечатляющая из нашего списка — проходит в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» и посвящена великому импресарио. Правда, ракурс выбран неожиданный. Портретов Дягилева тут раз, два и обчелся: это небольшая картина Мишеля Джордж-Мишеля из парижской коллекции Шанель и скульптурный бюст Левона Лазарева из ЦВЗ «Манеж». Остальное — портреты тех, с кем работал Дягилев, кто составлял круг его общения, вернее, круги: жизнь героя поделена на 12 этапов, каждый характеризуется своими именами. Кто-то из этих звезд и гениев занимал в жизни Дягилева особо важную нишу, как Вацлав Нижинский, а, допустим, Морис Утрилло оформил всего один балет. К слову, портрет Утрилло кисти Андре Уоттера, возлюбленного матери Мориса Сюзанны Валадон, прибыл из Центра Помпиду. Но всё же это пестрое собрание имен иллюстрирует уникальность самого Дягилева, его гениальный дар находить, знакомиться, вдохновлять.
Для текущего момента тотальной изоляции выставка выглядит поистине фантастически. Поражаешься, как петербургскому Музею театрального и музыкального искусства удалось договориться со столькими иностранными коллегами. Привезли роскошный портрет молодого Жана Кокто кисти Жак-Эмиля Бланша из Музея изящных искусств Руана и рисунки самого Кокто, автопортрет Джорджо де Кирико из частной коллекции Милана и портрет дипломата и мецената Гарри Кесслера авторства Эдварда Мунка из частной коллекции Флоренции. А еще первоклассные артефакты из собраний России, в частности, Третьяковской галереи. Художник выставки Юрий Сучков изумительно вписал эти экспонаты в роскошные интерьеры Шереметевского дворца, заигрывая со стихией воды, имевшей для Дягилева мистическое значение.
Шереметевский дворец, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
«Железный век. Европа без границ»
В Манеже Малого Эрмитажа, где проходят масштабные археологические выставки, открылась экспозиция, представляющая артефакты Железного века (1 тысячелетие до н.э.), найденные на территории Европы. На самом деле это доевропейские культуры, но название выставки злободневно. И правда, вопреки «железным занавесам», установившимся последнее время между странами по медицинским показаниям, Эрмитаж доказывает, что границы легко преодолимы: это международный проект с участием Государственного исторического музея, ГМИИ им. А.С. Пушкина и государственных музеев Берлина. Железо античности, артефакты кельтской культуры, легендарные сокровища скифов — доспехи, сосуды, украшения.
По самому материалу, который вынесен в название выставки, очевидно, что она не столь зрелищна, как, допустим, выставлявшиеся в этом же пространстве драгоценные артефакты Древнего Египта, Помпей или Ассирии. Здесь потребуется большая концентрация внимания. Но собранные под одной крышей 1600 экспонатов того заслуживают. Кстати, Эрмитаж сделал вход на выставку бесплатным.
Государственный Эрмитаж
«Зеркала и зазеркалье»
Интересная тематическая выставка, которой музей провожает «зеркальный» 2020 год, исследует зеркало и как предмет изображения, и как дизайнерский элемент, и как материал со своей «философией». Сложно сказать, где еще можно увидеть пространство со столькими зеркалами самых разных форм. Представлено более 150 работ зарубежных и российских художников. Это и станковая живопись, и скульптура, и инсталляции, и даже интерактивные работы. Очевиден и диапазон техник. Здесь дивные рукотворные наличники со вставленными зеркальцами, но и зеркало, осмысленное с помощью высоких технологий.
Выставка масштабна, она охватывает все три этажа музея и удивляет перечнем стран, откуда удалось привезти работы в это непростое время: Франция, Италия, Греция, США. Отдельно следует сказать о дизайне экспозиции — художник Сергей Падалко выразительно разместил разные произведения так, что они рифмуются и дополняют друг друга.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
«Утопия Спасенная»
Выставку Ли Бул, южнокорейской художницы поколения 50-летних, не причислишь к наиболее удачным проектам Манежа последнего времени. Если только дирижабли, а это сквозной образ экспозиции, не предмет вашей особой любви. Выставка посвящена утопии — теме для русского сознания особенно трагичной. Она связана с послереволюционным строительством новой страны, известно чем обернувшимся. За исключением некоторых интересных работ искусство Ли Бул оставляет равнодушным. Не сказать, что инсталляции резонируют с пространством Манежа, что-то, как гигантская «лампочка Ильича», выглядит безвкусно, а что-то, как огромные текстильные работы, — просто неряшливо. Возможно, сказалось то, что по понятным причинам художница участвовала в экспозиции дистанционно.
Спасти «Утопию Спасенную» помог русский контекст. Экспонаты авторства Ли Бул дополнены работами наших авангардистов — тот круг имен, который ее вдохновлял. Здесь графика Казимира Малевича и Эль Лисицкого, картины Александра Лабаса и Александры Экстер, фотографии Александра Родченко. Есть и модель дирижабля еще царских времен из калужского Музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Отечественное искусство и дает выставке «объем».
ЦВЗ «Манеж»
«Николай Рерих. В поисках Шамбалы»
Шесть лет назад — к 140-летию Николая Рериха — Русский музей, обладающий крупнейшим живописным собранием художника, уже проводил его ретроспективу, тоже в Корпусе Бенуа. В этом году выставка имеет более внятный ракурс: поиски легендарной Шамбалы. Особое место принадлежит произведениям, созданным в 1930–1940-е годы в Индии. Конечно, есть у нынешней экспозиции эксклюзивные аспекты. Так, картина «Зловещие» впервые представлена в оригинальной авторской раме.
Экспозиция уступает другим проектам списка в плане состава: она основана на собственном собрании Русского музея, здесь нет жемчужин, на время «вырванных» из заграничных собраний вопреки мировому коронавирусному кризису. Но если вы увлекаетесь Рерихом, а особенно если пропустили ту его ретроспективу, почему бы не сходить на эту.
Корпус Бенуа Русского музея
Евгений Авраменко