Читаю книгу Олега Павловича Табакова «Моя настоящая жизнь». Конечно, перекликается с К. С. Станиславским – «Моя жизнь в искусстве». Как я понимаю, сделано это сознательно.
Прекрасная работа. Понимаю, что он писал не сам. Да и открываешь книгу и первое, что читаешь: «Литературная запись Екатерины Стрижковой».
Я работал с Юрием Владимировичем Никулиным над книгой «Почти серьёзно…», поэтому хорошо понимаю все трудности создания подобной литературы.
Олегу Павловичу Табакову и Екатерине Стрижковой удалось подготовить книгу умную, искреннюю, добрую, полезную, важную – я могу долго перечислять достоинства этого двухтомника.
В ней виден характер Олега Табакова (а мы знакомы с 1959 года) – человека неравнодушного, умного, настырного, ироничного, честного, порой до прямолинейности. Он прошёл немало испытаний – как в детстве, так и будучи взрослым .
Казалось бы, известный артист, популярная личность – живи и радуйся! А читаешь книгу – и хочется плакать: сколько всего выпало на долю этого человека!
Не понимали его люди. Не помогали ему чиновники.
Не помогали? Они ему мешали! Гробили!!
Это сейчас они, когда встречаются с Олегом Табаковым, улыбаются, пожимают ему руку, благодарят, льют елейные слова – и делают этого чиновники самого высокого уровня.
Совсем недавно я был в МХТ им. Чехова и после спектакля сделал это фото. Олег Павлович здесь мягкий, спокойный, добрый и чуть-чуть удивлённый.
Сейчас многие почтут за честь пообщаться с этим великим актёром, режиссёром, организатором, педагогом.
А раньше?
А раньше его просьбы, письма не замечали.
Он звонил и просил помочь – а ему говорили: «Подождите».
Он несколько лет обивал пороги начальственных кабинетов – и всюду непонимание.
Почему я об этом пишу сегодня, в первый день нового года?
А потому, что книга на меня оказывает психотерапевтическое влияние. Если Олег Павлович Табаков двадцать лет пробивал свой колледж, театр, если этот прославленный актёр, одарённый от Господа Бога, подвергался унижению и сталкивался с непониманием, то что уж жаловаться мне.
Олег выстоял. Выстою и я.
Финал спектакля «Год, когда я не родился» («Гнездо глухаря», В. Розов). Аплодисменты, крики «Браво!», цветы, а самое главное, после спектакля люди выходят и начинают думать. Думать о честности и нечестности, о коррупции, о вранье, о демагогии, о суетности жизни.
Справа Павел Табаков (он играл одну из центральных ролей), а по центру – сам Олег Павлович, исполнитель главной роли.
Олег звонил Сергею Александровичу Капкову и пытался меня поддержать, просил его помочь мне.
Помню, ночью позвонил мне Олег Павлович и сказал: «Вов, говорил я с Капковым, говорил. Он сказал, что обязательно с тобой встретится и попытается помочь. Так что держись, дружище, держись».
Буду держаться.
У Олега Табакова – выпестованные им артисты, у него ученики, последователи. Это поддерживало всегда Олега Павловича.
Вот и я смотрю на портреты своих учеников и радуюсь. Это и меня поддерживает.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Лёгких судеб, жизней не бывает. И за всё, конечно, надо платить. Понимаешь это с возрастом. Понимаешь!
К сожалению, от этого легче не становится.
Сверху доносятся весёлые голоса: празднуют Новый год. Сбоку слышны пьяные голоса: празднуют Новый год.
Дом трясёт – празднуют Новый год.
За окном пальба, петарды – празднуют Новый год.
А я только сейчас закрыл последнюю страницу книги Олега Павловича Табакова. Как хорошо я отметил Новый год!
«Результат оправдывает действие». Публий Овидий Назон (43-17 (18?) г. до н. э.), древнеримский поэт