Накануне Светлого Христова Воскресения наш корреспондент встретился с инокиней Ольгой и узнал, почему известная в прошлом актриса Ольга Гобзева решила уйти из кино, став монахиней.
— Матушка Ольга, когда вас по ошибке или по незнанию называют Ольгой Фроловной, как вы реагируете?
— Нормально.
— Вы соглашаетесь или поправляете человека?
— Кому-то удобнее называть меня Ольгой Фроловной, для кого-то непривычно обращаться ко мне как к матушке Ольге. Лишь бы человеку было удобно обращаться.
— Когда в свое время вы блистали в кино, вы впускали своих героинь в душу?
— Кино и театр — вещи разные для актера. Человек все равно свидетельствует, на экране видны его лицо, руки, мимика. Совершенно изменить себя в кино редко кому удавалось, да и цели такой не было. В театре актер может надеть маску.
— А что это за история о том, как вы однажды сыграли в спектакле испанку и мучительно выходили из этого образа?
— Я играла в спектакле по пьесе Вольеха испанку Пилар. На каком-то энном спектакле в антракте я вышла за кулисы. Гляжу, мой маленький сын заглядывает во все углы, ищет меня. Он пробежал мимо и не узнал меня. Следом мимо прошел режиссер и тоже не признал меня. Я не сразу поняла, что происходит. Пошла в гримерную, глянула на себя в зеркало и ужаснулась: я увидела в зеркале женщину с горбатым носом, другим разрезом глаз. Пошевелила пальцами, женщина в зеркале тоже пошевелила ими. Во мне родился образ, и он словно материализовался. Меня это не порадовало и не вдохновило, а даже резко испугало. Меня словно кто-то предостерег от величайшей опасности, дал понять, что делать этого не следует. После того случая я перестала играть этот спектакль. Я отыграла его в последний раз и объявила, что болею. Но самое интересное, что я действительно заболела воспалением легких. Так что никогда нельзя говорить что-то ложное заведомо вперед, иначе оно сбудется. Я долго болела и долго выходила из этого состояния, с тех пор у меня слабые легкие. Тот случай побудил меня к молитве, я еще не знала молитв и молилась своими словами.
— Когда вы надумали уйти в монашеский постриг, ваши коллеги по киноискусству не пытались вас отговорить?
— Никита Сергеевич Михалков, когда увидел меня в монашеском обличье, сказал: «А я давно знал, что ты сделаешь это, что с тобой такое случится». Мне показалось, что он преувеличивал. Потому что я сама была совершенно не готова уйти в монастырь.
— Никогда не разочаровывались в монахах и церковных людях?
— Конечно, разочаровывалась. Порой возникали сложные взаимоотношения, даже сложнее, чем в миру, потому что, как говорится, где ближе к святости и больше света, там и тень чернее, и искушений больше. Меня хотели выбросить из машины и уже почти выбросили даже. Я знала, чьих рук это дело, но ни капельки на них не сердилась.
— Это были ваши коллеги по кино?
— Разные. Те, с кем я сталкивалась по послушанию и роду своей деятельности. Как раз тут действовали силы, которые мстили за то, что я выскользнула на какое-то время из этих цепких лапок, которые, в общем-то, и держат людей. Это страсти, деньги и всякого рода соблазны.
— Есть у вас роли, за которые вам стыдно?
— Будучи актрисой, я обладала скверным характером. Я не делала того, что мне не нравилось или шло вразрез с моей совестью.
— Говорят, вы чураетесь комплиментов.
— Мне как актрисе было трудно поменять, по сути, знак. Ведь то, что хорошо для актера, позор для монаха. Когда тебе аплодируют, говорят, какая ты замечательная актриса, для монаха такого рода комплименты позорны. Потому что человек должен осознавать себя в реальном времени. А в реальности люди немощны, и в них мало циркачества, которое они приписывают себе. Ведь, по сути, мы не сами по себе родились, а нас родили, талант нам не дали, а мы сами взяли его, лежащий на полочке. Талантом человека награждает Господь. И если мы воспользуемся чем-то чужим, то это уже присвоение чужого. Змей тщеславия очень тонкий и верткий, умеет выворачиваться, врезаться так, что от него порой бывает трудно отделаться. Иной раз слышу: «Матушка, как вы хорошо прочитали молитву!» и думаю: «Господи, зачем она это сказала?» Это все не нужно и это то, что мешает душе трудиться, расти. Комплимент — это всегда остановка и смерть. Я не люблю ни аплодисментов, ни комплиментов. В это мгновение это запечатлевается, и человек должен обладать большим мужеством, чтобы перескочить через это.
— Почему вы расстались с мужем?
— У нас с ним были разные представления о жизни, и он не стал для меня родным человеком. Отец моего ребенка был человеком другого склада, ему было со мной трудно. Есть у меня в характере прямолинейность, которая не всем нравится. Поэтому когда он ушел из семьи, я была рада. Можно быть человеком семейным и при этом оставаться глубоко одиноким. У нас не случилось с ним духовного родства. А ведь духовное общение возможно и со стариком, и даже с ребенком, душа — она всегда взрослая. Вопрос отношений таинственный.
— Чем занимается ваш сын?
— Святослав хотел поступить во ВГИК, но денег у нас не было. Тогда он пошел в Институт культуры и окончил режиссерский факультет. Но сейчас он работает в администрации президента.
— Вы сказали, что ваша служба сопряжена с заботой о ветеранах войн, престарелых и одиноких артистах.
— Да. Но что касается войн, то это было только в 1-ю и 2-ю чеченские кампании. В 574-й госпиталь привозили раненых ребят из Чечни.
— Как вы утешали солдат?
— Утешали мы не назиданиями. Попросят меня принести сигарет, я бегу в ближайшую лавку.
— А разве вам можно покупать сигареты?
— А я в тот момент не думала об этом. Меня об этом попросил солдат, боец, и я должна была исполнить его желание. Потом я исповедовалась и просила у батюшки прощения.
— Вы ведете на «Народном радио» программу «Русское слово». А вот другие монахини, помимо опеки над одинокими людьми, чем-то еще заняты?
— В патронажной службе работают мирские люди. Из монашествующих я одна работаю на радио.
— Говорят, что решению человека стать монахом часто предшествует какая-либо драма в его жизни?
— У меня произошел случай, подтолкнувший меня к пересмотру себя и своего места в жизни. Я с сыном чуть не попала под поезд. Ему было три года. Так случилось, что прошла электричка, и я подумала, что пути свободны и решила перейти пути. Я и подумать не могла, что следом за электричкой появится поезд. Когда я заметила мчащийся на всех парах товарный поезд, мы с сыном уже стояли на путях и хотели перейти их. Но я быстро сообразила и буквально оттащила себя и сына назад . Так мы остались живы.
ДОСЬЕ
Ольга Гобзева окончила ВГИК. Снялась более чем в 40 фильмах, среди которых такие, как «Крылья», «Портрет жены художника», «Операция «Трест»,«Фокусник». Работала в Театре киноактера с 1966 по 1990 год. В 1993 году приняла монашеский постриг.