Что-то зачастили ко мне родители с обращениями по поводу ребенка с синдромом дефицита внимания. Говорят: «Непонятно, что делать, хоть в школу не води, настолько он раздражает учителя своим поведением. Учится-то нормально, а вот усидеть на месте не может, не включается в работу, делает что-то, только если над ним стоять, а бывает, весь урок под партой просидит».
В самом деле, гиперактивный ученик не подарок, и, по рассказам родителей, с ним поступают примерно так: отсаживают на последнюю парту, на него не обращают внимания, зато если в классе инцидент, на него валятся все шишки. А что? Он неприятен, от него дистанцировались — он имманентно виноватый.
Между тем когда начинаешь общаться с таким ребенком, видишь, насколько он раним, чувствителен, беззащитен. Как сильно переживает из-за своего дневника, испещренного гневными записями и двойками за поведение. Как ему трудно, практически невозможно поддерживать самоуважение в обстановке презрения или игнорирования.
А всего-то дел: внимание плохо удерживает и организоваться не может — нашли злодея. Лучше бы мы поискали технологии поддержки, ведь, как известно, учитель-профессионал находит подход к любому ребенку, понимает индивидуальные особенности детей, умеет развивать универсальные учебные действия — это все наш функционал. Подумать, понять ситуацию ребенка, поговорить с ним по душам. Обязательно с родителями — доверительно, уж они-то точно знают, как и на что реагирует их чадо. И, поняв ситуацию, начать ею управлять.
Возможно, помогут частая смена деятельности, индивидуальные задания и таймер на парте. С первыми признаками усталости — отправить с поручением, например, тряпку помыть или что-то переставить в классе. Надо постараться, чтобы проблем ребенка не было видно, чтобы он «не подсаживался» на модель асоциального поведения.
Тот же дневник. Пусть будет, но другой дневник. Допустим, заранее объявляется какой-то параметр: например, усидеть 15 минут без посторонних разговоров или один раз дослушать ответ одноклассника до конца. А потом по этому параметру дать максимальную похвалу, если ребенку удалось. Или записать: сегодня лучше. Отнеситесь дружественно — и ребенок ответит тем же. На это не надо много сил и времени, только искренняя заинтересованность.
...На днях мы возвращались с дачи, народу в поезде было много, тем не менее два мальчика вели себя ужасно: сначала просто дрались, потом достали какие-то палки. Родители ругали их: «Как вы себя ведете... больше никуда не поедете». И конечно, угрозы: «Вот дома разберемся... эх, и всыплю вам, когда приедем». Дети на минуту останавливались, а потом — щипаться, визжать, опять драться. Моя мама с ними заговорила — откуда едут, что делали. Они отвечали, завелся разговор — и мальчики полдороги проехали как люди. Выходя из вагона, они сами убрали мусор и сказали до свидания.
Надежда Болсуновская