После похода в кинотеатра я еще очень долго не мог собраться с мыслями и впечатлениями для того, чтобы написать этот отзыв. Мысли ускользали. Статья не проявлялась в голове. Что странно: ведь сюжет этого фильма и достаточно прост для восприятия и даже дидактично нагляден. Возможно, отвлекало как раз обилие «хороших мелочей» - я воспринимал фильм не в целом, а детально: там-то интересная образовалась ситуация, не относящаяся к целому, там-то интересно сыграли актёры и так далее…
Ситуаций много. Фильм многогранный и многоярусный. Ключевая же ситуация – изнасилование главной героини, что происходит в самом начале истории. В дом преуспевающей и уже не совсем молодой женщины, живущей в одиночестве, - врывается насильник, насилует и оставляет её один на один с самой собой. Вопреки зрительским ожиданиям она не делает этого трагедию и даже не обращается в полицию. Героиня всё больше уходит в себя, в свои воспоминания, в свои ощущения, более того, ей в какой-то момент хочется повторить первую сцену. Она прокручивает её в своей памяти, раз от разу, до тех пор пока не влюбляется в молодого соседа… который, уже несколько позже, как раз и оказывается тем самым насильником. Всё сложно пересказывать и ни к чему: как бы странно не казалось, на экране все эти поступки, действия, мысля выглядят убедительно. И это как раз очень здорово: что Верховену удалось дать героям сильные мотивации оправдывающие всё, что бы они не делали.
Но фильм примечателен даже не сюжетом. Главным образом, он интересен всем «женским». Именно женщины, все женщины, но особенно главная героиня – показаны здесь сильными, волеыми людьми, желающими и умеющими нарушать привычные правила и установки социума (не звонила в полицию), умеющими разрывать отношения (ей наскучил любовник и она его бросила – хотя тот воспринимал ее как пассивную на все согласную жертву) и понимающими друг друга (она не поссорилась с лучшей подругой, женой этого любовника, даже после того как все раскрылось). И много-много других примеров: женщины не сдаются, не прогибаются, не плачут, женщины самостоятельны, независимы и притягательны. В то время как практически все мужские персонажи – инфантильны, несерьезны, непоследовательны, неотесаны, неудачливы, капризны, глупы. Сын героини, что болезненно зависим от своей беременной невесты, которая ни во что его не ставит, даже после рождения сына-негритенка. Отец героини, которого она ненавидит, отбывающий пожизненное за то что в прошлом сам когда-то стал местным маньяком и принесший их семье дурную славу. Манерный любовник матери героини, альфонс, жадный до денег. И проч. и проч. Наконец, антагонист- тот самый маньяк, с которым героиня ещё будет сталкиваться и встречаться на протяжении всего фильма. По существу, это бедный человек со страшными тараканами в голове, несчастный и «пропащий», не вызывающий отвращения или ненависти, а только жалость.
Да, всё вместе это уже смотрится, как эдакий феминистический манифест. Но фильм не манифестирует . Здесь всё подогнано под одну идею, но всё смотрится как органичная и жизненная история – и мы совершенно не чувствуем, что кто-то в чём-то нас убеждает. Мы наблюдаем за ходом событий. Редко встречаются такие пронзительные и… простые фильмы.