Вам интересно, что нам обещает Министерство экономического развития Российской Федерации? Неинтересно, потому что не верите прогнозам? Думаете, что опять наврут? Людей с их неверием, конечно, можно понять: им чего только не обещали за последние десятилетия — и коммунизм к 1980 году, и каждой семье по отдельной квартире к 2000 году, и удвоение ВВП к 2010 году. Всё провалили.
Может, и снова наврут, хотя и не специально. Лично у меня есть профессиональный интерес к обещаниям социально-экономического характера. Понимаю, не все экономисты, но все-таки очень многим далеко не безразлично, что будет происходить с рублем, будут ли расти зарплаты, индексироваться пенсии… Кстати, кризис-то закончился? А нового не прогнозируют?
Ну, ответ на последний вопрос, я думаю, очевиден: никакого кризиса в самом последнем официальном прогнозе социально-экономического развития до 2020 года нет. Какой кризис? Следующая бюджетная трехлетка начинается с выборов президента страны. А так как все мы уже знаем, кто будет президентом, то никакого кризиса ни в 2018 году, ни в 2019 году, ни в 2020 году быть не должно. Его власти и не прогнозируют: по базовому варианту прогноза в 2018 году ВВП страны вырастет на 2,1%, в 2019 году — на 2,2%, и в 2020-м — на 2,3%. Такой вот медленный, но верный рост экономики прописан. Кстати, Минэкономразвития ожидает, что и в текущем, 2017 году рост экономики будет примерно такой же — на 2,1%. Именно с таким прогнозом правительство скоро внесет в Госдуму проект федерального бюджета на 2018-й и на 2019–2020 годы. Да, в этом документе могут малозначительно изменить пару-тройку цифр, но в принципе все уже практически решено.
Много это или мало — 2,1–2,3% экономического роста? Это смотря как посмотреть на данную цифру. Если сравнить ее, к примеру, с ежегодными темпами роста мировой экономики (по прогнозу Международного валютного фонда — около 3,5% в ближайшие годы), то явно мало. Во всяком случае, это никак не решает ту задачу, которая была уже почти год назад поставлена президентом: выйти на рубеже 2019–2020 годов на темпы роста отечественной экономики выше общемировых. Если ваша скорость меньше, чем скорость движения всего состава (мировой экономики), вы отстаете все больше. Президент требует опережающего развития, а у Минэкономразвития пока получается «отстающее развитие».
Однако, на мой взгляд, даже нарисованные 2,1–2,3% — это слишком оптимистичный вариант. Это результат так называемого трендового, или инерционного прогнозирования. Стала экономика показывать какой-то там экономический рост — сразу правительственным прогнозистам почему-то думается, что так будет и впредь. Отсюда и появляются подобные восходящие прямые экономического роста.
Конечно, какие-то слова в обоснование этого роста есть. Ну, к примеру, что у нас инфляция достигла целевого уровня (менее 4%), или что новое бюджетное правило будет работать (когда часть доходов от продажи нефти направляется в Резервный фонд), или что программа «Цифровая экономика» будет реализовываться. Но достаточно ли этого, чтобы вся экономика страны росла так, как это нарисовали? Уверен, что явно недостаточно.
Если цены на нефть будут оставаться достаточно низкими, если санкционное противостояние продолжится, если (и это главное!) пресловутые структурные реформы в стране еще, по большому счету, даже не начинались, то почему вдруг экономика должна ускоряться в своем развитии?
Кстати, прогноз Минэкономразвития исходит из того, что текущий режим санкций сохранится. Но ведь известно, что США уже приняли решение, что санкции будут усилены. Мы это как бы не принимаем в расчет? Я понимаю, что санкции никому не нравятся, но вот так не замечать их при прогнозе важнейших показателей, наверное, все-таки неправильно.
Теперь о более насущном: о курсе российского рубля. Согласно официальному прогнозу от Минэкономразвития в 2018 году среднегодовой курс должен составить 64,7 рубля за доллар, в 2019 году — 66,9 рубля, в 2020-м — 68 рублей за доллар. То есть заметное ослабление рубля все-таки прогнозируется. Дотянем ли мы до 2020 года с названными выше уровнями — верится с трудом. В относительно плавном снижении курса российского рубля можно быть уверенными практически только в ближайшие месяцы, и то не до конца. Дело в том, что, конечно, до президентских выборов 2018 года власти всеми правдами и неправдами постараются держать рубль. Это продемонстрировало бы полную управляемость ситуации в экономике страны. Значит, власти все могут, значит, понятно, за кого и как голосовать.
Что будет дальше, когда выборы президента пройдут, тоже понятно: держать рубль уже будет не так необходимо. Да и нынешний основной механизм поддержания рубля на высоком уровне через соответствующие спекулятивные технологии валютных инвесторов вряд ли будет так же активно задействоваться, как это происходит сегодня.
Следующая интересующая всех тема — инфляция. Прогноз по ней на 2018 год — 4%. Впрочем, такой же ежегодный показатель ожидается и в 2019–2020 годах. На фоне нынешних успехов по снижению инфляции такие прогнозные ожидания кажутся вполне правдоподобными. Если у нас в текущем, 2017 году инфляция будет менее 4%, то почему бы в последующем ей не застыть примерно на таком же уровне? Одна из возможных проблем, которая может помешать сбыться таким планам, — это ослабление российского рубля. Если это произойдет, а даже официальный прогноз это скромно предусматривает, то удержать инфляцию в планируемых рамках не получится. В любом случае, в 2018 году инфляция, даже если она будет 4%, окажется выше по сравнению с 2017-м.
Что с пенсиями и реальными располагаемыми доходами населения в целом? Начнем с неприятного. Ожидается, что реальный размер пенсий будет меньше — примерно на 0,6–0,7% — в ближайшие годы. Как же так? Экономика растет, инфляция невысокая, а пенсии в реальном выражении, то есть с учетом инфляции, все равно будут снижаться…
Да, такое возможно. Вот в текущем, 2017 году власти не устают рапортовать об ускоряющемся экономическом росте. Особенно Минэкономразвития в этом преуспело. Прямо-таки такое стремление все «отлакировать» демонстрирует, что беспокоиться уже начинаешь. Так вот, экономический рост есть, а реальные располагаемые доходы населения снижаются (на 1,4% за январь–июль 2017 года по сравнению с соответствующим периодом 2016-го).
То же самое будет и в следующем году по отношению к реальным пенсиям. Дело в том, что пенсии работающих пенсионеров, так же, как и в 2016–2017 годах, индексировать не собираются (есть очень мало шансов на то, что это решение может быть изменено). То есть при прогнозируемой даже в 4% инфляции их реальный размер как раз и уменьшится на данную величину. И, похоже, 2018 годом такая заморозка может не ограничиться. А вообще, такое впечатление, что дело ведут к тому, чтобы работающим пенсионерам пенсии не платить. Видимо, рассуждая при этом так: ну, они же зарплату получают, значит, без пенсии смогут обойтись. Но в 2018-м — году президентских выборов — пенсии работающим пенсионерам платить пока еще будут, пусть и неиндексированные.
Что же касается реальных располагаемых денежных доходов населения, то здесь столь вызывающей динамики, как с реальными пенсиями, не прогнозируется: доходы должны вырасти в 2018 году на 2,1%, а в 2019 и 2020 годах прирасти на скромные 1,1% и 1,2% соответственно. Что такое обещанные 2,1% прироста реальных доходов в 2018 году — это, к примеру, прирост на 630 рублей при доходах в 30 тысяч рублей в месяц. Скромно, но хотя бы все-таки прирост. Можно ли его ожидать на самом деле? Только если на это окажут влияние президентские выборы, потому что реальные доходы падают аж с 2014 года, и никаких особых предпосылок для изменения этого тренда не просматривается.
Можно, конечно, дальше идти по основным показателям прогноза Минэкономразвития, но главная его идея ясна и так: нас хотят заразить оптимизмом. «Все будет хорошо!» — вот что читается и в строках прогноза, и между ними. Иногда, правда, встречаются редкие исключения (как в случае с реальными пенсиями), но в целом они впечатления не сильно портят.
А оптимизмом нас не надо заражать. Мы и так оптимисты и уверены, что все будет хорошо. Одно волнует и не очень понятно — когда это хорошо будет. Хотелось бы, конечно, чтобы поскорее, ну, чтобы не только дети или внуки застали то светлое будущее.
Однако когда понимаешь, что обнародованный Прогноз социально-экономического развития до 2020 года — это предвыборный документ, то большим доверием к нему не проникаешься.
Есть ли жизнь до выборов? Есть, конечно. Будет ли она после? Будет, несомненно. Но не такая красивая, как нам нарисовали в прогнозе.
Автор: Игорь Николаев, Доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики