Конечно, самое лучшее настраиваться на отрицательный результат. В этом случае тебя ничего и никогда не выведет из себя. Но, увы, я оптимист по натуре: договариваясь с кем-то о том или ином деле, я тут же вижу радужные перспективы мы подружимся, мы поймем друг друга, нам помогут, нас поддержат
Так было, когда я говорил с одним из руководителей Сбербанка. Мы ему показали программу, поставили диск, обменялись телефонами. И я тут же нарисовал радужные картины: мы заключаем договор, устанавливаем сетевую версию, руководство меня поддерживает, сотрудники Сбербанка за два-три месяца овладевают слепым методом набора, из центрального офиса наша программа шагнет в областные отделения, затем в районные и, наконец, в филиалы. И в каждом филиале все сотрудники будут набирать слепым десятипальцевым методом.
Разбежался! Почему-то это слово очень любят мои студенты, и я его сейчас вспомнил.
Сегодня утром говорил с представителями «Сибинтека», мне сообщили, что оплачивать «СОЛО на клавиатуре» они не будут. Жаль. Я понимаю, что это окончательный ответ. Тем не менее внутренний голос мне твердит: потерпи, подожди, безвыходных положений нет, вот вернется Андрей Витальевич Владимиров-Крюков из командировки, ты с ним пообщаешься, он тебя поймет и найдет способ помочь.
Идеалист я, идеалист.
Смотрю на Евгения Александровича Ременца и думаю: вот он реалист, всегда спокоен, ровен, воздушных замков не рисует, наверное, мне стоит поучиться у Евгения Александровича такому взгляду на жизнь.
Максим Андреевич Меньшиков, наш исполнительный директор, тоже реалист. Вывести его из себя просто невозможно. Я-то взрывной, эмоциональный, а Максим Андреевич самый уравновешенный человек в нашем коллективе.
Вот Сергей Викторович Исаков сверхэмоциональный и тоже оптимист, как и я. Поэтому я понимаю его печальный взгляд в день зарплаты. Год назад, открывая фирму, я утверждал: мы многого за год добьемся, наше финансовое положение станет стабильным, и всем вам, сотрудникам фирмы, мы будем платить достойную зарплату. Помню, тогда Сергей Викторович спросил: «А достойно это сколько?»
Много, ответил я, хоть тысяча долларов, если мы будем зарабатывать.
Увы, больше двухсот долларов в месяц не выходит. А ведь Сергею Викторовичу нужно питаться, одеваться, платить за жилье.
Следующий звонок, который я сделал, оптимизма мне тоже не прибавил. Говорил с Сергеем Алексеевичем Лебедем, одним из директоров большой фирмы, производящей и реализующей различные насосы. В свое время Сергей Алексеевич заказал установку «СОЛО на клавиатуре» на свою фирму и начал осваивать нашу программу. Мы завели правило: раз в две недели звонить всем нашим ученикам и интересоваться, как идут их дела, нет ли предложений по улучшению программы, не требуется ли наша помощь. Так и Сергею Алексеевичу однажды позвонили. Он с восторгом отозвался о курсе. И тогда же пообещал, что поговорит со своим директором, сотрудниками и, возможно, они приобретут у нас 150 лицензий.
Первый раз Сергей Алексеевич попросил нас позвонить через пять дней, затем через десять. Позвонили. Перенесли разговор на три дня. И такая история повторялась четыре с половиной месяца: позвоните через три, четыре, пять дней, в конце недели, на той неделе. Я поручил держать контакт с Сергеем Алексеевичем Лебедем нашему директору Максиму Андреевичу Меньшикову. И сегодня Максим Андреевич взмолился: «Можно я не буду больше звонить? Это же бесполезно».
Не звоните, разрешил я.
А сам не выдержал и позвонил.
О, Владимир Владимирович, я так рад, отозвался Сергей Алексеевич.
Сергей Алексеевич, спросил я прямо, скажите, пожалуйста: может быть, нам не звонить вам? У вас часто бывает занято, потом вас долго ищут по телефону, а вы все откладываете и откладываете принятие решения. Ну не можете приобрести для своих сотрудников программу, не считаете нужным, чтобы они научились набирать слепым методом Я все понимаю. Так многие рассуждают, к сожалению. Так почему бы сразу и Понимаете меня?
Понимаю. Но в том-то и дело, что я все еще надеюсь на положительное решение этого вопроса. Позвоните мне через неделю.
Молчит «Ситроникс». Вот уже почти месяц мы ведем наши телефонные переговоры. Но я оптимист.
Поговорил с Петром Валерьевичем Ивановым. Он обещал поспособствовать, чтобы наша реклама появилась в салонах троллейбусов. Тут я спокоен: Петр Валерьевич обещал и слово свое он сдержит появится наш стикер.
Наконец-таки начали поступать деньги за реализацию диска с программой «СОЛО на клавиатуре 8.8». Сколько сил у нас ушло на создание диска, сколько времени, нерв и денег записать звук, разработать оформление, все смонтировать, затем напечатать сами диски. Раньше я не понимал, почему так дорого стоят компьютерные игры до миллиона долларов, а то и больше. Теперь понимаю. Создать хорошую игру по затратам почти то же самое, что снять фильм. Мы еще обошлись минимальными средствами.
Отвезли очередную партию дисков в «Желдорпресс«. Диски продают на всех вокзалах столицы. Таким образом мы попадем и в другие города.
Пришли первые сведения о реализации дисков через Интернет (магазин «Озон»): продали десять штук. Признаюсь, думал, продажи пойдут активнее. Правда, через «Озон» диск почти в два раза дороже, чем у нас на фирме. И ведь покупают.
Опять мои коллеги начали разговор о повышении цены на диск. Но я пока держусь.
А давайте сделаем так, сказал один хитренький сотрудник нашей фирмы. - Приходит человек к нам в офис, мы видим, что он богатенький, и говорим ему: с сегодняшнего дня диски подорожали, теперь стоят 300 рублей. Куда он денется, богатенький? А если видим, что пришел студент, мы ему по 150 продаем.
Долго беседовал с Максимом Андреевичем Меньшиковым.
Внушал ему:
Максим Андреевич, сосредоточьте все свое внимание на сотрудниках. Проверьте, кто и как работает. Вы уже начинали проверять, кто и как отвечает на письма, говорит по телефону, ведет документацию, а потом эту работу забросили. Зря. Нужно с каждым из сотрудников вести методическую работу учить, контролировать, помогать, образовывать. Как только мы добьемся, чтобы каждый работал с максимальной отдачей, и на фирме дела пойдут лучше.
Вы должны приучить всех, продолжал я, чтобы поручения, которые мы даем, выполнялись незамедлительно и без напоминаний. Условные рефлексы есть не только у животных, но и у людей. Наши сотрудники привыкли, что обо всем мы должны просить их по два-три раза, а то и по пять. Необходимо добиться, чтобы все записывали поручения, которые им даются. У нас с вами тоже должен быть такой список: кому, когда и что мы поручили.
Многие сотрудники работают, не проявляя личной инициативы, не выдвигая никаких идей. Это плохо. Мы будем развиваться, если добьемся не только исполнительской дисциплины, но и того, чтобы каждый сотрудник привносил что-то новое в работу «ЭргоСОЛО», хотел сделать все, зависящее от него, чтобы фирма процветала. Слова: «а это не входит в мои обязанности», «а это не моя функция», «а об этом мы не договаривались» должны быть забыты.
Мы же никак не можем добиться, продолжал я сокрушенно, чтобы наши сотрудники мыли за собой чашки. И Евгений Александрович Ременец вынужден всем об этом напоминать. Вроде бы мелочь, но на самом деле характерная деталь, говорящая о работе фирмы больше, чем развернутый отчет.
Тут я перешел к демагогии.
Всего лишь чашка. Евгению Александровичу Ременцу не трудно ее помыть. Но он прав: если мы приняли решение, что каждый за собой убирает, его надо выполнять. Если сотрудник не заботится о чистоте на фирме, значит, ему не дорога фирма, он не наш человек. Здесь и умение помнить о договоренности, и обязательность, и уважение к другим членам команды А всего лишь чашка. Вы поняли меня, Максим Андреевич?
Он посмотрел на меня внимательно и спокойно произнес:
Конечно, понял. - И через паузу добавил: Я же вас всегда понимаю.
Третий час ночи. Пора идти гулять с Кристофом. А завтра А завтра столько дел!
Но ведь я оптимист.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P. S. Легко мне с Максимом Андреевичем Меньшиковым. Он меня всегда понимает. Хорошо бы добиться, чтобы и его поняли все сотрудники фирмы «ЭргоСОЛО».
«Говорите правду и вы будете оригинальны». А. В. ВАМПИЛОВ