В прокат выходит новый фильм французов Оливье Накаша и Эрика Толедано «Особенные» — основанная на фактах история о двух общественных организациях, помогающих людям с ментальными заболеваниями, прежде всего детям и подросткам.
Юная девушка c криками бежит по парижской улице. На нее никто не обращает внимания, пока ее не догоняют трое дюжих молодцев — один постарше, двое помоложе,— хватают в охапку и уговаривают замолчать. Однако эта ситуация совсем не то, чем кажется. Девушка страдает тяжелой формой аутизма, и она — одна из подопечных организации «Голос праведных». Мужчина постарше, который пытается ее успокоить,— Малик (Реда Катеб), он возглавляет еще одну благотворительную миссию, которая дает шанс в жизни здоровым, но неустроенным молодым людям, выходцам из неблагополучных семей и бедных кварталов, обучая их, как присматривать и ухаживать за психически больными людьми.
В это время собственная маленькая драма разворачивается на станции метро, где еще один молодой аутист, Жозеф (Бенжамин Лесьер), дернул стоп-кран в поезде, парализовав движение целой ветки метро. Это происходит уже не первый раз, поэтому его забирает транспортная полиция, а выручает Брюно (Венсан Кассель) — немолодой человек с седой бородой и болтающимися из-под куртки кистями цицит, основатель и директор «Голоса праведных». Когда-то именно Жозеф еще подростком стал первым его подопечным, и с тех пор его жизнь полностью подчинена заботе о таких, как он,— тяжелых случаях, от которых отказываются другие благотворительные организации, больницы, государство, даже собственные семьи. Брюно — верующий иудей, его друг и партнер Малик — мусульманин, но они принимают под свое крыло любого, независимо от религии и цвета кожи.
У обоих героев есть прототипы. Со Стефаном Бенаму, с которого списан персонаж Касселя, режиссеры познакомились 25 лет назад, когда он опекал родственника Эрика Толедано с аутизмом. Он, в свою очередь, познакомил их с Даудом Тату — прототипом Малика. Четыре года назад Накаш и Толедано сняли об этой странной паре благотворителей короткометражную ленту «Мы должны сделать об этом кино» — «Особенные» стали выполнением обещания, данного самим себе.
В новом фильме авторы всенародно любимой комедии «1+1» (2011) и веселого «Праздничного переполоха» (2017) редко выступают в роли комедиографов, хотя и здесь есть забавные моменты, большинство из которых связано с безуспешными попытками окружающих устроить личную жизнь Брюно так, как это себе представляет религиозная еврейская диаспора. Есть здесь и по-настоящему сатирическая сцена соревнования работников двух организаций по поводу того, кто лучше знает многочисленные аббревиатуры, на языке которых изъясняется государственное здравоохранение и официальная система опеки. Зато чего в фильме совсем нет, так это нарочитой драматизации. По большей части интонация фильма почти документальная, и если бы не Кассель, единственное звездное лицо в кадре, можно было бы подумать, что зрители вместе с Накашем и Толедано просто наблюдают за повседневной жизнью самых обычных, несмотря на название картины, людей.
Накаш и Толедано максимально далеки от романтизации и идеализации своих героев — как опекунов, так и опекаемых. Первые, действительно, бывают непрофессиональны (в чем их постоянно пытаются уличить государственные проверяющие), часто действуют по наитию и совершают ошибки, со вторыми приходится по-настоящему нелегко. Здесь нет гениальных аутистов со сверхспособностями, которых так любят показывать в кино, есть больные люди, вполне способные причинить вред себе и окружающим. Как говорит мать Жозефа, «они милые, когда маленькие, но когда они вырастают, на них начинают смотреть совсем по-другому»,— и это та реальность, которую авторы фильма нисколько не пытаются приукрасить. Не будет здесь и хеппи-энда — просто потому, что жизнь не заканчивается, когда выключается камера, а проблемы не исчезают раз и навсегда после вмешательства добрых покровителей. Но, как любит повторять Брюно, «этот вопрос мы решим».
Юлия Шагельман