Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Осознанно о самосознании

Или «ты — это то, что ты ешь»

Нет, мы говорим не гастрономических пристрастиях, а о том, как, почему и зачем ты наполняешь свое внутреннее «Я».

Итак, ты — это физическая оболочка, управляемая сложнейшей нейросетью в твоей черепной коробке. Ты не осознаешь большую часть того, что делаешь; работа твоих внутренних органов, циркуляция крови, дыхание и метаболизм — все это неконтролируемые тобой процессы. По крайней мере — осознанно.

Психология давно разделила функционал нашей психики на две зоны: сознательное и бессознательное. Отработанные до автоматизма действия — ходьба, или, например жевательный процесс, — перешли под полный контроль нашего бессознательного. Согласись, жить было бы гораздо труднее, если бы твой мозг каждый раз задумывался о том, как правильно взять предмет или сесть на стул. О бессознательном психологи, философы и психиатры до сих пор выдвигают теории, ставят эксперименты и пишут статьи. Однако мы поговорим о куда более важном для тебя процессе - о самосознании.

Что такое самосознание?

Прежде чем ответить на этот вопрос, постарайся вспомнить: что ты ел вчера на ужин, какой фильм посоветовал бы к просмотру и где ты последний раз гулял. Как связаны все эти вещи? Тобой. А точнее тем, что каждый раз ты осознавал свои потребности, желания и страхи и действовал в соответствии с тем, что большим образом удовлетворяло бы эти потребности. Например, на ужин у тебя был выбор: салат или жареная картошка. В зависимости от ситуации выбор мог быть разным, однако ты склонился к какому-то одному варианту (или выбрал оба). Возможно, ты не замечал, но каждое твое действие — это ответ на вопросы:

  1. Чего я хочу/в чем я нуждаюсь?
  2. Произойдет ли что-нибудь плохое, если я это сделаю?
  3. Будет ли это полезно для меня?

Именно отвечая на эти вопросы (даже незаметно для себя) мы и проявляем самосознание, то есть отделяем себя от внешнего мира, осознавая себя как личность.

Самосозна́ние — это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Однако пример с выбором ужина — это самое примитивное проявление самосознания, на которое способен каждый человек, не страдающий психическими расстройствами, еще в возрасте трех лет. С возрастом процесс самосознания становится все более сложным.

Откуда берется самосознание?

Оно приходит к человеку не сразу в утробе и даже не после рождения. Примерно в один год ребенок только начинает осознавать границы своего тела. В промежуток от года до трех лет начинается процесс осознания себя как отдельного индивида, за это время маленький человек уже научился узнавать себя в зеркале (в этом простом для нас действии и заключается тот огромный шаг к осознанию своего «я», что и отличает «Homo sapiens» от многих других форм жизни на Земле).

Первые попытки отделить себя от окружающего мира посредством языка выражаются в обозначении себя в третьем лице, то есть «он/она». То, что мы считаем странностью во взрослом мире, в процессе развития ребенка является промежуточной ступенью осознания своей личности.

«Маша хочет есть» — говорит двухлетняя Маша. К трем годам Маша уже будет говорить «я хочу есть», сознательно воспринимая потребности своего тела как свои собственные. В это же время Маша научится базовой оценке себя. К пяти-семи годам концепция «личности» вырисовывается в ней очевидно для окружающих, Маша учится смотреть на себя критически, но только через призму восприятия окружающих взрослых. Если родители говорят Маше, что она хорошо рисует и здорово поет, Маша даст себе хорошую оценку.

Самое интересное начнется в пубертате, когда Маша придет к самопознанию самой себя. В этом ей поможет социум, в котором она находится. Именно благодаря окружению Маша начнет смотреть на себя не только как на субъект, испытывающий потребности, которые нужно удовлетворять, но и как на объект критики. Маша вдруг поймет, что в школе ей больше нравится география, а алгебру она терпеть не может. И узнает, что Петя бегает на переменах за Светой, а не за ней, и почему-то (!) Машу это сильно задевает. К концу переходного возраста Маша уже будет осознавать себя настолько, что сможет описать и дать объяснения своим пристрастиям, страхам и мотивам.

Тогда Маша сможет твердо сказать про себя, что она — самосознательный человек.

В чем Маша ошибается?

Увы, ни один человек не может назвать себя полностью сознательным — и при этом не соврать. Виноваты в этом наши психологические защиты, а если говорить точнее — заботливо отточенный эволюцией механизм вытеснение информации из сознательного.

Представим себе ситуацию, в которой Маша испытала по-настоящему сильный ментальный дискомфорт. Например, Маша набралась смелости и призналась Пете в любви. Однако, вопреки ее ожиданиям, Петя чувства Маши не принял, и даже хуже — высмеял их на виду у одноклассников. Психика, как и сердце Маши, была повреждена, так как Маша не имела информации о том, как защитить себя в подобной ситуации, а вернее — амортизировать психологический удар. Поэтому возникшая ситуация нанесла психике Маши небольшую, но травму.

Говоря о психотравмах, нельзя не сказать о том, что они бывают разными. Как и в физическом мире человек может упасть с лестницы и сломать руку, а может отделаться парой синяков — так и психика подвергается травмам различной степени тяжести, которые мы можем сравнить с реальными ощутимыми увечьями.

Итак, психика Маши была травмирована грубым отказом в любви. Так как травма Маши оказалось неприятной, но далеко не смертельной, ее сознание справилось с лечением без посторонней помощи. Однако мозг человека очень жаден и прагматичен и бережет каждую крупицу полученной информации. Накопленный опыт Маши ее мозг ни в коем случае не будет забывать, но так как сознательные воспоминания являются болезненными и травмирующими, Маша, сама того не понимая, отложит информацию о Пете в бессознательное (или же в подсознательное).

«Бессознательное» и «подсознательное» — два очень похожих термина, описывающие ту часть психологических процессов, протекающих неосознанно.

Представим, что у человека есть карта с тремя точками: сознательное (место, где он обитает), «бессознательное» и «подсознательное», которые на карте обозначены как склады информации. На карте нарисован маршрут от сознательного к этим двум складам, и при желании человек может пройти этот путь и достать нужную ему информацию из своих запасов.

Путь от сознательного к подсознательному проблем не вызывает, и если следовать карте и не отвлекаться от дороги, человек своими силами доберется до склада подсознательного. С бессознательным же дела обстоят сложнее: даже при наличии подробной карты путь к бессознательному будет тернистым, и без дополнительного снаряжения и инструментов до склада не добраться.

Другими словами, психика Маши сохранит информацию о травмирующем опыте и закопает ее в ту свою часть, которую Маша не осознает. Такой механизм эволюция психика выработала для того, чтобы обеспечить наилучшую защиту: если совсем стереть из мозга воспоминания о травме, в случае повторения ситуации человек заново травмируется ввиду того, что не будет знать, как предотвратить инцидент — ведь информация отсутствует, и повторяющаяся ситуация будет восприниматься как впервые происходящая. Если же оставлять все травмирующие воспоминания в сознательном, психика истощит свои резервы и «зависнет». Представь, как зависнет компьютер, если одновременно открыть в нем сотню вкладок гугл хрома — то же самое произойдет и с нами. Попросту говоря, мы «свихнемся». Потому роль подсознательного и бессознательного так важна — она является сжатым хранилищем жизненно необходимых для нас знаний.

Возвращаемся к самосознанию — именно тут оно в полной мере раскрывает свой потенциал. Когда мы проходим путь от сознательного к подсознательному (а для прокачанных — к бессознательному), мы проводим процесс «самопознания» в ярчайшем свое проявлении. Мы «познаем сами себя», то есть вытаскиваем информацию из хранилищ в ту часть своей психики, где мы всевластны — в сознательное.

Осознавать себя — это просто!

Сказали бы мы, если бы хотели соврать. На самом деле, процесс самопознания достаточно труден человеку, который:

а) подсознательно боится или не желает вытаскивать информацию в сознательное;
б) не знает подходящих методов и инструментов.

Для начала разберемся, зачем человеку вообще нужно заниматься процессом самопознания на примере Маши.

Маша вырастает и осознает для себя проблему — не клеится в личной жизни. Особенно остро стоит проблема с новыми знакомствами. Мужчины, которые проявляют к Маше интерес как к потенциальному партнеру, становятся неинтересны самой Маше: то он глуп, то некрасив, то вдруг у него работа дурацкая или ее бесит его картавость. Кажется, причины отторжения ухажеров вполне понятны. Отнюдь! Мы-то с вами знаем Машу чуть лучше нее самой и отчетливо помним, что в ее бессознательном живет одноклассник Петя, который некрасиво посмеялся над ее признанием в любви. А еще мы понимаем, что Маша отвергает мужчин не потому что они на самом деле так плохи, а потому как тот самый Петя в ее бессознательном говорит ей:

если ты не будешь интересоваться ими, то никто над тобой не посмеется.

Бинго! Мы сложили мозаику. Психотравма, произошедшая с Машей много лет назад, мешает развиваться Маше в настоящем. Избавиться от этих воспоминаний — увольте! Слишком ценные знания. Что же делать? Как заставить Петю в подсознании заткнуться и дать Маше сделать то, что она хочет — наладить свою личную жизнь?

Осознать.

Заняться самопознанием, поднять информацию из хранилищ бессознательного в сознательное, проработать и принять.

Самопознание — лишь одна из ступеней на пути к самосознанию, после которого Маша даст себе ответы на изначально заданные вопросы:

  1. Чего я хочу/в чем я нуждаюсь?
  2. Произойдет ли что-нибудь плохое, если я это сделаю?
  3. Будет ли это полезно для меня?

Остальные ступени будут пройдены после того, как Маша выяснит и нормализует свою самооценку, научится самоконтролю и здраво оценит свое ментальное и психологическое здоровье.

Итог: как прокачивать самосознание и для чего это нужно

Во-первых, для того, чтобы улучшить качество своей жизни. Когда мы осознаем истоки своей проблемы, мы способны проложить маршрут к ее решению. Законы вселенной таковы, что мы не можем дойти до точки Б, если не знаем свое исходное положение — точку А — в системе координат.

Во-вторых, прокачивать самосознание можно и нужно. Так же, как спортсмен улучшает свою физическую форму в спортзале, психика человека прокачивается упражнениями. Для этого психологи разработали целые системы тренингов. Заниматься можно самому или с куратором — в зависимости от желания и исходных данных твоей психики.

В-третьих, чем сознательнее человек подходит к своему внутреннему «Я», тем крепче и устойчивее его психика. Самоанализ позволяет трезво оценивать свои сильные и слабые стороны, грамотно расставлять приоритеты потребностей и рационально удовлетворять их.

Ведь Маша смогла разобраться со своим внутренним Петей — чем ты хуже?

293


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95