Руководитель ГАИ выступил с предложением повысить уровень обслуживания в агрегаторах такси: согласно его идее, работать через агрегаторы смогут только водители со стажем не менее 3 лет, причем хорошо знающие русский язык. Если идея будет одобрена, то в такси может вырасти качество (и безопасность!) обслуживания, но заодно вырастут и цены. «МК» обсудил инициативу с опытным столичным таксистом.
«Доступ к услугам агрегатора необходимо предоставлять исключительно тем водителям, чей стаж не менее 3 лет, а также имеющим российское водительское удостоверение или водительское удостоверение соответствующей категории гражданина другого государства, в котором русский язык закреплен в качестве государственного», — цитируют СМИ слова руководителя Госавтоинспекции Михаила Черникова.
Еще он предложил усилить контроль за соблюдением водителями режима сна и отдыха, который предписывается Трудовым кодексом. Сами таксисты признают: да, среди коллег нередки случаи, когда одним аккаунтом пользуются сразу несколько человек — буквально спят по очереди. Особенно такое распространено среди выходцев из бывших союзных республик — трудовых мигрантов.
— У всех ответ простой и короткий: я сюда работать приехал, а не спать. Они очень трудолюбивые, эти ребята, но иногда перебарщивают. И ладно бы только в ущерб себе, но ведь речь идет о безопасности на дороге, — рассказал «МК» 43-летний Геннадий Владимирович, таксист с многолетним стажем. — Их попросту не успевают отлавливать. Они берут количеством: один заказ, другой, третий, поменялись… Анекдоты о том, что «запасной» таксист спит в багажнике, увы, не всегда анекдоты. Они близки к правде.
По словам Геннадия Владимировича, «чудить» таксистам позволено лишь при работе по самому дешевому тарифу — в экономклассе. Большинство агрегаторов такси сегодня не представляют никаких четких требований к этому тарифу: в некоторых компаниях предусмотрена только стоимость автомобиля не менее 400 тысяч рублей (по нынешним временах легко достижимый барьер). В то же время тариф комфорт-класса предполагает набор требований для водителей, среди которых основное — как раз стаж не менее 3 лет, упомянутый главой Госавтоинспекции, а также возраст машины.
— Я работал и в «комфорте», и в «бизнесе». Точнее, как: с радостью работал бы только в «бизнесе», но заказов не так много, сейчас кризис, поэтому беру на своей машине заказы комфорт-класса, — продолжает свой рассказ таксист. — Требования для меня, например, совсем простые, но для кого-то — серьезный барьер. Например, грамотная русская речь — это главное, что отличает нас от, простите, мигрантов в экономклассе. Кстати, сюда же гражданство РФ. Еще возраст — совсем молодых не берут в «комфорт»: то ли от 23, то ли от 25 лет. Ну а среди мигрантов как раз полно молодых мальчиков, которые готовы сутками работать.
Также собеседник «МК» отметил, что водителю, работающему по тарифу «комфорт», желательно хорошо знать город (ездить не только по навигатору!), однако этот навык ежедневно нарабатывается. Еще одно требование — соблюдение правил дорожного движения: звучит как само собой разумеющееся, однако на практике водители такси часто получают штрафы не только за выезд на выделенную полосу или стоянку в неположенном месте, но и за более серьезные нарушения — например, проезд на красный. Водителям, за которыми числятся регулярные нарушения ПДД, перекрывают доступ к агрегаторам.
Если предложения главы ГАИ Михаила Черникова будут одобрены и приняты, то клиентов служб такси ждут перемены. Здесь — краеугольный камень. Качество услуг в такси должно повыситься: не будет водителей-дилетантов, практикующих опасную езду — возможно, по незнанию, а не по злому умыслу, — а также не будет тех, кто плохо разговаривает по-русски. Однако следующий закономерный шаг — это повышение стоимости использования такси, ведь самый дешевый тариф практически исчезнет (точнее, будет приравнен к «комфорту»).
Дарья Тюкова