Маэстро Гергиев обладает редким качеством: он не просто умеет генерировать масштабные идеи, заражая окружающих своим энтузиазмом, он воплощает задуманное с максимальной эффективностью. Не секрет, что большинство известных музыкантов предпочитают разовые акции — приехали в глубинку, отыграли, уехали. Валерия Абисаловича такой подход категорически не устраивает. Недавний пример — открытие нового концертного зала в Омске. Гергиев сам позвонил губернатору с предложением выступить, благо у оркестра были гастроли неподалёку, но оказалось, что подходящего зала в городе нет. И его построили за восемь месяцев. Просторный, современный, с прекрасной акустикой. Год назад он гастролировал в Липецке: в городе, где расположен один из крупнейших в Европе металлургических комбинатов, не было концертного зала и оркестру пришлось выступать в драматическом театре, который для этого абсолютно не приспособлен. Местные власти обещают, что через полгода зал будет сдан.
Гергиев — человек воистину неистребимого позитива. Когда все вокруг твердят о проблемах и трудностях, он говорит о достижениях. Исправить всё и сразу невозможно, точечные изменения конкретны, а потому достижимы. Он уверен: в любой сфере, будь то искусство, культура, наука, спорт, здравоохранение, мы должны продвигаться вперёд не только за счёт ресурсов властной вертикали в центре, но и за счёт «горизонталей», имеющихся на местах, в регионах. Вертикаль, какой бы мощной она ни была, всех проблем страны решить не может. Во всём цивилизованном мире решение части этих проблем, в первую очередь связанных с культурой и искусством, берёт на себя серьёзный бизнес.
В частности, корпорация «Система», выросшая на высокотехнологичном бизнесе и поддерживающая многие инновационные начинания, в то же время выступает в качестве ревнителя классических традиций, и подписание договора о сотрудничестве с Гергиевым на следующие пять лет — весьма красноречивое тому доказательство. До 2017%u202Fгода «Система» вложит в проекты Мариинки более 50%u202Fмлн. рублей. Ставя свою подпись под этим документом, член Совета директоров корпорации, президент Благотворительного фонда «Система» Вячеслав Копьёв подчеркнул, что для компании большая честь сотрудничать с Мариинским театром и поддерживать проекты, которые с неукротимой энергией реализует Валерий Гергиев:
— Десять лет назад мы вместе задумывали «Пасхальный фестиваль», понимая необходимость такого проекта и трезво оценивая сложность его реализации. Сегодня этот фестиваль является одним из самых масштабных в стране, и география его продолжает расширяться. Фестиваль «Звёзды белых ночей» тоже проводится при нашей поддержке. Новое соглашение распространяется не только на фестивальную, но и на гастрольную деятельность Валерия Абисаловича, а помимо этого, ещё и на конкурсы молодых исполнителей, которые он намерен проводить в регионах России. Классическая культура требует от зрителя и слушателя определённого уровня подготовки. Никакая запись не может обеспечить такой сопричастности искусству, как живое исполнение. Наша общая цель — дать возможность людям, живущим вдали от российских столиц, получать наслаждение от непосредственного, так сказать, живого исполнения великой музыки. Классическая культура — это базовая основа для воспитания духовно развитого человека. Современное искусство в лучших его проявлениях, безусловно, достойно поддержки, но в первую очередь надо сохранить фундамент, на котором зиждется и отечественная, и мировая культура.
За 25%u202Fдней Пасхального фестиваля прошло около 150%u202Fконцертов симфонической, хоровой, камерной и звонильной программ, на которые по традиции делится музыкальный форум.
Во время фестиваля оркестру приходится преодолевать огромные расстояния. Помимо Москвы, где состоялось 13%u202Fконцертов, фестиваль охватил 10%u202Fгородов России. «Однако сознание того, что люди в регионах счастливы возможности услышать знаменитый оркестр, вид их радостных глаз помогают нам поддерживать бешеный темп», — говорит Валерий Гергиев.
Виктория ПЕШКОВА