Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Отец и сын Радзинские

Продолжение

А теперь вернусь на несколько страниц назад, где письмо мамы к Галине Николаевой: «Между прочим, Вами неоднократно интересовался Станислав Адольфович, просил меня, если я о Вас услышу, сказать ему...»

Ну, конечно, это Радзинский, Станислав Адольфович, отец Эдварда! Я знала его гораздо раньше и лучше, чем Эдика.

Невысокий, кругленький, удивительно домашний, доброжелательный, вежливый, улыбчивый. Сказать, что они с Эдиком похожи, значит, не сказать ничего. Только один седой, другой рыжый.

Человек высокообразованный, Станислав Адольфович знал три языка, переводил с французского. Он писал инсценировки по произведениям писателей. Пьесы – для театральных  спектаклей,  сценарии – для художественных кинофильмов. Среди выбранных им авторов – Николаева; в то время ее романы «Жатва» и «Битва в пути» были едва ли не бестселлером.

Знаю, когда они начинали совместную работу, возник вопрос о машинистке.

  • Вообще-то  у  меня  есть  одна  женщина,–  неуверенно  сказал Радзинский.
  • И у меня есть, – перебила его Галина. – Обсуждению не подлежит. Печатать будет Нина Леопольдовна. У нее легкая рука.

А когда выяснилось, что мы с Радзинским соседи, вопрос был снят:

  • Это судьба.

И вновь я на курьерских обязанностях. Теперь уже по двум адресам – к Николаевой и к Радзинскому.

Помню   очень   маленькую   комнатку,   заставленную   книжными стеллажами во всю стену, перед ними диван с высокой спинкой.

  • Как же он достает книги с нижней полки? – спрашивала я маму.
  • Там те, которые он читает редко.
  • Так выбросил бы...

Жил   Станислав   Адольфович   с   женой   Софьей   Юлиановной, маленькой карманной женщиной, и с Алей. «Дочь моей жены», – говорил он. Аля – инвалид, ходила на костылях, работала в нотариальной конторе на улице Чехова.

Почерк  Радзинского  –  полная  противоположность  почерку Николаевой. У него – огромные буквы, на странице всего несколько строк, сползающих вниз вправо. У нее почерк мелкий, слова недописаны, разобрать трудно. Он медлительный, она быстрая, резкая. Разница в характере и в почерке не мешала им прекрасно работать.

Станислав  Адольфович  писал  пьесы,  театры  ставили  по  ним спектакли. А мы с мамой эти спектакли смотрели. Практически все. Просить Софью Юлиановну не требовалось. Знала: два билета – Мушкиным. После ее смерти мама с Эдиком общались уже без посредников, напрямую. Отказа в билетах не было никогда.

В театрах наши места не на галерке, а в центре, где обычно сидит бомонд – чиновники и критики, где все друг друга знают. Мы привыкли ловить на себе удивленные взгляды соседей справа и слева.

Как  мама  и  «требовала»,  мы  получили  приглашение  смотреть «Битву». В двух театрах – имени Моссовета и во МХАТе. Не зря Николаеву разыскивал Радзинский! Кстати, в Художественном театре Рыжика играла Зина Баталова, бывшая мамина одноклассница. После спектакля мы прошли к ней за кулисы.

Потом премьера фильма, в кинотеатре «Россия». Сохранился пригласительный билет, на 27 октября 1961 года, в 8 вечера. А на следующий день, 28 октября, мы были в ЦДЛ, где состоялась встреча с творческим коллективом  фильма.  Режиссер  В. Басов,  артисты М. Ульянов, Н. Фатеева…

Мало кто знает, с каким трудом фильм этот пробивал себе дорогу. Сначала все шло гладко. Сергей Юткевич, кинорежиссер, торопил: работа в усиленном режиме, потому что сдать фильм надо было обязательно к съезду партии. Нашли общий язык и с постановщиком фильма. Но он неожиданно умер. Тогда-то и появился Владимир Басов. Галина жила в Барвихе, съемки проходили, кажется, в Харькове. Начались конфликты:  Басов  улучшал  режиссерский  сценарий, но корежил сценарий литературный. К счастью, все кончилось благополучно.

Станислав Адольфович успел отпраздновать восьмидесятилетие, порадоваться успехам сына. Эдика я узнала позже. Жил отдельно,  женился  на  Татьяне  Дорониной,  развелся.  Отношения остались прекрасными, а у Софьи Юлиановны отношения с бывшей невесткой – просто великолепными.

Первая  пьеса  Эдварда,  в  театре  юного  зрителя,  провалилась. Автору восемнадцать лет. Мечты о море, о путешествиях. Так же и герой пьесы, мечтатель, романтик, этакий Дон Кихот, приезжает в Индию, создает свой театр. Однако театр прогорает. Артисты, привыкшие играть для маленьких зрителей зайчиков да лисичек, взялись за работу с радостью. Спектакль получился хороший, но скоро исчез из репертуара: детям было скучно. Что ж, решил Радзинский, если меня не выносят дети, пусть терпят взрослые.

И стал писать пьесы для взрослых. Одна другой лучше. Сначала о любви. Потом исторические. Объяснял: о любви – потому что это касается всех, об истории – потому что надо учить людей извлекать из нее уроки. Все женские роли бенефисные. Татьяна Доронина, Ольга Яковлева, Наталья Гундарева… Уверял, что мужская психология не очень интересна: тут, мол, все ясно. Иное дело женщина: хаос, безмерность. В одном из интервью Радзинский говорил, что истинная женщина всегда немного… ведьма. Смеясь, рассказывал о визитах своей  знакомой:  «Звонит  по  телефону,  обещает  скоро  прийти. И действительно, появляется немедленно, хотя живет на другом конце города. Не иначе, как на помеле прилетает».

Некоторые спектакли Эдика Радзинского помню плохо. А вот «Я стою у ресторана...» смотрела два раза. Даже программка сохранилась. Интриговал подзаголовок: «Замуж поздно, сдохнуть рано».

Действующие  лица  –  она  и  он,  Гундарева  и  Шакуров.  Ночь, огромная комната, вольтеровское кресло... Она болтает по телефону. Отношения выясняют... Она играла актрису никому не нужную, которую выгнали из театра. Он пил, она его вытаскивала. Он начал писать пьесы и отдал другой актрисе. Она хочет женского счастья, но боится любви. Он требует от нее чистоты, но все делает, чтобы эта чистота исчезла...

Очередное  любовное  переплетение...  1978  год  –  я  тогда  уже работала в «Неделе», вела семейную тему. Решила: возьму интервью у Натальи Гундаревой! Пусть расскажет о секретах семейного счастья.

  • И Велембовскую пригласи, – посоветовала мама.

Я хорошо знала Ирину Александровну. В 1973 году в журнале

«Знамя» печаталась ее повесть «Сладкая женщина», потом был фильм с  Гундаревой  в  главной  роли.  Конечно,  пригласила.  Думала,  они будут спорить. Нет, говорили в унисон.

Наталья Гундарева:

  • Должен ли мужчина быть сильным? Не знаю. Многое могу простить, кроме предательства. Трудно смириться с разочарованием. Если отношение к человеку хорошее и вдруг понимаешь, что он – другой, это кошмар, крах. Я всю жизни хотела, чтобы рядом было что-то исключительное. Мне от этого комфортно. Это и меня меняет.

Любить трудно. Но еще труднее быть любимой. Надо постоянно поддерживать в муже интерес к себе, чтобы он открывал в жене новые грани, новые качества. Всплески, что ли, какие-то должны быть. Если, извините, все девять  месяцев  беременности  после каждой еды вам нехорошо, и муж это видит, согласитесь: ничего приятного!

Мы думаем: ерунда, что дома одета неряшливо – напрасно так думаем. Мы привыкаем к этому состоянию – напрасно привыкаем.

Такая привычка часто подводит. Ах, как это нужно, чтобы муж вдруг увидел вас молодой, подтянутой, улыбающейся!

Не умеем мы разговаривать друг с другом. Обиделась – зачем таиться? Сказать надо, «вскрыть нарыв», и сразу станет легче. Нет, сидим в собственной скорлупе, как моллюск в раковине, сидим, накапливая неизбывную злобу. Не таите обиду: взрывоопасно! А главное, сами потом и не понимаем, «в котором часу, на каком трижды проклятом месте мы ошиблись с тобой и поправить уже не смогли». Это из Константина Симонова. Поссорились – выясняйте отношения!

Ирина Велембовская:

  • И жаловаться не надо: сама ведь выбрала спутника. Выбрала, а потому нечего «накручивать» себя: «Ах, он плохой, другого надо искать!» Так всю жизнь можно искать. И не найти. Уважения заслуживают женщины мужественные, которые понимают: это и моя ошибка. Исправлять ее надо вдвоем.

Иная не спешит с рождением ребенка: «Пока молоды, поживем для себя. Да и вообще – зачем?» Что ж, есть женщины, которых природа словно предназначила для общественного труда. А у других вся жизнь в детях; вне семьи, без мужа и ребятишек они себя вообще не мыслят.

Шесть сестер было нас у отца с матерью. Старшая врач. Едва родился у нее ребенок, оставила работу, хотя была человеком очень образованным, с широким кругом интересов. А с внуками совсем голову потеряла. Бывает, собирается в театр, а у внука температура поднялась. Ничего страшного, да и есть, кому с ним посидеть. Но уговоры не помогают: «Как же я уйду, если малыш болен?» И остается дома. Словом, семья на первом плане. А у другой сестры детей не было. Всю  жизнь  много  работала,  дом  особенно  и  не  притягивал. В 55 лет ушла на пенсию. Не скучает, по-прежнему живет интересной жизнью.

…К сожалению, книг с автографами Эдварда Радзинского у мамы не было: шквал его прозы начался после ее смерти. А мне автограф оставил, на книге «Властители дум»:

508


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95