Красочными мозаичными изображениями в СССР украшали не только жилые дома, но и стены дворцов культуры, заводов, вузов и правительственных зданий. Большая часть мозаик на фасадах зданий появилась в 1960-х — 1980-х годах, когда возникла необходимость декорировать панельные новостройки, которые пришли на смену кирпичным сталинским домам.
Архитектор Борис Уборевич-Боровский говорит, что предпочтение такому виду декорирования отдавали в первую очередь из-за практичности. «До революции очень престижные здания в Москве и в других городах делались не просто из кирпича, а из глазурованного кирпича. Он был покрыт глазурью. Такие фасады хорошо выдерживали температурные перепады. В то время, когда создавалась индустрия панельного домостроения, возникла мысль у некоторых архитекторов, даже скорее не у них, а у производителей фасадных панелей: а нельзя ли использовать эту технологию для панельных фасадов? И тогда архитекторы придумали покрывать бетонные панели мозаикой, которая была примерно сделана по такой же технологии, как и глазурованный кирпич. Можно считать, что это была та же глазурованная плитка. Мозаика позволяла избежать многочисленных переделок фасадов , поскольку в регионе климат непростой. Может быть холодно до минус тридцати, может идти косой дождь, может быть обледенение и т. д.», — говорит Уборевич-Боровский.
Мозаика, выполненная из кусочков плитки, заменяла собой облицовку стеновых панелей. Широкое распространение имела также смальтовая мозаика, сделанная из цветного непрозрачного стекла.
«Мозаика — очень стойкий материал, картины могут пожухнуть, фасады, окрашенные краской, тоже со временем надо перекрашивать, а мозаика практически вечная. Если ее правильно по технологии сделать, то она может простоять и две, и три тысячи лет. Ничего с ней не случится. Главное, что она не потеряет цвет. Очень большая проблема в архитектуре — это потеря цвета. А мозаика, сколько солнце ее ни нагревает, цвет не меняет», — говорит Уборевич-Боровский.
Кроме того, мозаики позволяли за счет изображенных на них сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу с населением. На фасадах многих зданий до сих пор — космонавты, шахтеры, сталевары, монтажники-высотники и т. д.
«Чтобы сделать мозаики художественными и украсить типовое домостроение, привлекались художники и скульпторы. Они выкладывали из небольших фрагментов группы рабочих, целые цеха по выплавке стали и т. д. Большие сцены в виде мозаики до сих пор сохранились в Москве и других городах. С ними ничего не происходит. Протерли мозаику на фасаде, чуть-чуть почистили — и все, она стоит дальше. Если бы была крупная плитка, то от перепадов температур на ней бы возникали трещины, а с мозаикой такое не происходит. Сейчас изменились технологии, появились вентилируемые и навесные фасады. Они сделаны совершенно по другим принципам, но тогда, когда были сборные железобетонные фасады, архитекторы придумали применить мозаику для сохранения фасада при любых погодных условиях», — говорит Уборевич-Боровский.