24 декабря — Сочельник. Канун Рождества Христова. Но не для православных, а для тех христиан, кто встречает Рождество по григорианскому календарю. Поэтому для большинства россиян ночь с 24 на 25 декабря даже менее значимая, чем та, на которую выпало зимнее солнцестояние, — она хотя бы самая длинная в году.
Но в действительности канун католического Рождества — ночь для России куда более знаковая, чем кажется на первый взгляд. Просто не в смысле души. Именно она — и как тут не подумать об особом божественном наитии! — жестко делит россиян не на христиан и нехристиан, что было бы вполне логично, а на вполне себе обеспеченных и откровенно бедных.
Для первых Сочельник по григорианскому календарю — это планы посетить Европу, пока там рождественские базары, скидки да распродажи. Пока католики по сложившимся вековым обычаям празднуют Рождество в своих незыблемых традициях, и везде по этому поводу сказочно, радостно и боголепно. А вторые… Хочется вспомнить, что нищим духом было обещано Царство Божие, но кто я, чтобы трактовать каноны веры?
Конечно, у православных есть свои даты для празднования рождения Христа — с 6 на 7 января. Это то время, когда обеспеченные и власти предержащие уже нагулялись по Европе на католическое Рождество, сделали выгодный шопинг, широко отметили Новый год и в финале этого зимнего праздника жизни отправились в храм смотреть православную рождественскую службу — красиво же! А бедные тоже наскребли как смогли на тот новогодний стол, который им позволили скудные зарплаты, пенсии да пособия, и включили телевизор, чтобы посмотреть, как эту самую рождественскую службу отстоят президент и премьер, другие официальные и медийные лица, — интересно же кто, где и с кем в этот раз!
…Конечно, есть в России и по-настоящему воцерковленные люди, которые не отмечают католического Рождества, постятся в Новый год и идут на православную рождественскую службу как положено, чистые телом и духом. Но таких, увы, меньшинство.
Вообще, если посмотреть внимательно, окажется, что в России почти все праздники — двойные: Новый год, Рождество, Пасха, праздник ноября, который двоится на День примирения и согласия и День Великой Октябрьской социалистической революции, праздник 1 Мая — День посадки картошки, он же мира и труда…
Эти двойные праздники — как двойные стандарты: непонятно, в какие верить, какие ждать. Когда-то они были настоящими. Церковные зиждились на знаниях Закона Божьего, соблюдении заповедей, на обязательном духовном очищении посредством поста, на исповеди и только потом уже — на праздничной церковной службе. Советские ассоциировались с масштабными историческими событиями, переломившими ход истории, с государственностью, единством нации и имели красивейшее внешнее воплощение.
Сегодня же почти каждый российский праздник стал не праздником как таковым, которого ждут с особым чувством важности происходящего, к которому готовятся и физически, и духовно, который имеет свою исторически определенную внешнюю атрибутику и глубокую внутреннюю суть, а просто лишним выходным. Днем, когда не надо идти на работу, а нужно — ну, так принято! — устроить какое-никакое застолье…
Вот и получается, что единственное, что у нас еще остается исконного, традиционного, русского, — это выпить и пожрать.
Татьяна Федоткина