Когда-то здесь кипела жизнь: сновали люди, шум авиационных двигателей не затихал ни на минуту, а из громкоговорителей раздавались названия самых экзотических населенных пунктов в самых удаленных уголках планеты. Но постепенно все затихло — самолеты улетели навсегда, пассажиры исчезли и терминалы опустели. Что же происходит с такими аэропортами? Есть несколько вариантов.
Для начала скажем пару слов о том, что такое аэропорт. Обычно этим словом обозначают комплекс сооружений для регулярного приема и отправки воздушных судов с целью перевозки пассажиров и грузов. Аэропорт включает аэродром (то есть взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, стоянки, сооружения для обслуживания и заправки самолетов), а также комплекс управления воздушным движением и аэровокзал(-ы), иначе говоря, терминал(-ы).
Какой аэропорт был первым в мире, сказать затруднительно, ведь на заре авиации аэродромом могло служить любое гладкое поле достаточной длины или даже участок водоема (гидропланы в молодые годы авиации были очень распространены), а аэровокзалом — ближайший сарай. Тем не менее одним из самых старых до сих пор функционирующих коммерческих аэропортов считается открытый в январе 1911 года международный аэропорт Гамбурга в Германии — до 1913 года он служил для приема и отправления дирижаблей. В США старейшим считают аэропорт Колледж-Парк, что рядом с городком Колледж-Парк, шт. Мэриленд, ведущий свою историю с декабря 1911-го, когда оттуда начались первые регулярные полеты первого самолета Уилбура Райта — по заказу Армии США Райт вел подготовку пилотов первого и на тот момент единственного самолета правительства США Wright Model A. В аэропорт Гамбурга и сегодня можно прилететь обычным рейсом, в том числе из Москвы, а вот аэропорт Колледж-Парк принимает только авиацию общего назначения.
Не всем аэропортам повезло так сохраниться надолго, как описанным выше воздушным гаваням.
Аэропорты застраивают
Только открывшись, аэропорты обычно оказываются неподалеку от ближайшего города, но время идет, город подступает со всех сторон, окружает летное поле, а затем оказывается, что выгоднее и удобнее построить новый аэропорт, чем расширять старый. Примерно это произошло с лондонским Кройдоном. Его открыли в 1920-м, объединив военный и испытательный аэродромы, и вскоре он стал главным аэропортом Великобритании. В середине 1920-х здесь построили первые в мире терминал и вышку управления воздушным движением, а также ангары, отель и прочие сооружения, которые сейчас считаются неотъемлемой частью аэропортового комплекса. В Кройдоне приземлялись самые известные авиаторы героической межвоенной эпохи после совершения рекордных полетов, здесь учился летать Уинстон Черчилль, здесь заработала первая в мире служба управления воздушным движением, которая придумала сигнал бедствия Mayday (голосовой аналог радиотелеграфного сигнала SOS). Маршрут Кройдон — Ле-Бурже (под Парижем) вскоре стал самым интенсивным коммерческим в мире. Во время Битвы за Британию в 1940 году Кройдон сыграл важнейшую роль в защите Лондона от немецких налетов.
Терминал, башня диспетчеров и некоторые другие постройки аэропорта сохранились и объявлены историческими памятниками. Перед центральным входом в терминал установлен небольшой самолет De Havilland Heron, а аэродром застроен жильем (улицы названы в честь известных авиаторов) и частично превращен в парк
Впрочем, уже тогда по мере увеличения размера и массы самолетов приходилось перекрывать некоторые улицы, прилегавшие к полю, чтобы обеспечить безопасность полетов. А после Второй мировой войны стало окончательно ясно, что успешная работа аэропорта далее невозможна, и в 1952 году его закрыли, чтобы вскоре построить на его месте дома и другие сооружения. Такая же судьба постигла многие старые аэропорты — например, первый московский, находившийся на Ходынском поле и открывшийся еще в 1910-м, на момент закрытия он назывался Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе. Сегодня от него уже мало что осталось.
Аэродром как музей
У столичного Центрального аэродрома имени Фрунзе стать музеем авиации не получилось: хотя на момент закрытия и позже там и стояло некоторое количество самолетов, лишь часть из них сохранилась, оказавшись в подмосковном Музее техники Вадима Задорожного. Куда больше коллекция Центрального музея Военно-воздушных сил РФ в подмосковном же Монине, в менее чем полусотне километров на восток от Москвы. И это бывший аэродром ВВС СССР — не аэропорт, конечно, но все же. Причем у музея длинная история: авиационную дивизию здесь расформировали еще в 1956 году, музей открылся в 1960-м, и с тех пор сюда передавали интересные образцы авиационной техники, в основном военной и не только отечественной. На открытой территории в 20 гектаров и в нескольких ангарах здесь выставляются сотни единиц летательных аппаратов.
В Центральном музее ВВС РФ можно увидеть и гражданские, и военные самолеты и вертолеты — например, до сих пор стоящий на вооружении дозвуковой штурмовик Су-25 (на переднем плане) и советский сверхзвуковой авиалайнер Ту-144 (на заднем плане). Впрочем, внутрь большинства экспонатов музея посетителей не пускают, а состояние большинства их них оставляет желать лучшего
Начинается новая жизнь
Быть поглощенным городом — нередкая судьба для аэропорта, и все же не все воздушные гавани растворяются совсем уж без следа. Так, берлинский Тегель уже давно почти со всех сторон окружен жилыми домами, что не мешает ему успешно функционировать в качестве главного аэропорта германской столицы и обслуживать ежегодно около 22 млн пассажиров.
С берлинским же аэропортом Темпельхоф другая история. Открытый в 1923 году, перестроенный при нацистах, сделавших его единственный терминал одним их самых больших зданий в мире, послуживший «опорой» воздушного моста, организованного для снабжения продовольствием блокированного советскими войсками Западного Берлина в 1948–1949 годах, он принимал коммерческие рейсы до 2008-го. После закрытия огромный терминал в основном пустовал, иногда его превращали в выставочное пространство. С 2015 года он служит лагерем для ближневосточных беженцев: на пике их притока в Европу в 2015–2016 годах во временных комнатушках в ожидании постоянного жилья проживало более 1200 человек, да и сейчас остается пара сотен, хотя до конца года их планируют переселить в постоянное жилье. На аэродроме же разбит парк, здесь гуляют, проводят культурные и спортивные мероприятия. Поле аэропорта стало местом обитания нескольких видов птиц, насекомых и растений, находящихся под угрозой.
Парк Tempelhofer Feld был официально открыт через два года, после того как из Темпельхофа улетел последний рейс. Сегодня это самый большой парк Берлина. В 2014-м городские власти хотели отдать аэродром под застройку, но горожане на референдуме проголосовали против
Первоначально похожую судьбу готовили и Элиникону, старому аэропорту греческих Афин, закрытому в 2001 году. На аэродроме планировали разбить парк (был даже проведен конкурс на лучшую планировку), часть территории отдали под объекты Олимпиады-2004, в терминале (построенном, между прочим, по проекту одного из крупнейших архитекторов и дизайнеров мебели XX века Ээро Сааринена) хотели устроить музейно-выставочное пространство, открыть в аэропорту музей авиакомпании Olympic Airways — благо несколько самолетов ее самолетов, включая огромный Boeing 727-200, так и остались стоять на поле, и т. д. Однако из-за непрекращающихся трудностей в экономике страны проект так и не был осуществлен, и огромное пространство вдоль моря на так называемой Афинской Ривьере продолжает пустовать. Новые планы, обнародованные в начале этого года, предполагают радикальный редевеломент территории аэропорта на 8 млрд евро. Если верить этим планам, Элиникон ждет судьба скорее Кройдона, нежели Темпельхофа.
Новая жизнь не получилась
Когда 4 октября 1975 неподалеку от канадского Монреаля торжественно открывали новый аэропорт Мирабель, присутствовавшие вряд ли могли представить себе, как глубоко они ошибаются насчет будущего этого сооружения. Еще бы! Новейший аэропорт должен был стать крупнейшим в мире и поддерживать многомиллионный пассажиропоток. Но ничего не вышло: аэропорт не пользовался популярностью и в 2004-м был закрыт для пассажиров, оставшись чисто грузовым. И тут, по идее, у него должна была бы начаться новая жизнь: владельцы решили создать на этом месте парк развлечений, даже снимали на территории кино (см. фильм «Терминал» 2004 года), но и тут ничего не получилось.
В конце концов, терминал просто снесли, а землю, экспроприированную под будущее расширение аэропорта много лет назад, раздали обратно бывшим владельцам. А все потому, что за 10 лет, пока здание пустовало, на его обслуживание пришлось потратить 30 млн долларов, сообщала компания-оператор в 2014-м (строительство обошлось в 500 млн, что примерно равно сегодняшним 2,2 млрд с учетом инфляции). Чтобы еще тогда привести «Мирабель» в порядок и вернуть в строй как аэровокзал, понадобилось бы вдвое меньше, но, вот беда, аэропорт по-прежнему был никому не интересен — ни пассажирам, ни авиакомпаниям. Разборка обошлась в 15 млн долларов.
На аэродроме, в зоне, предназначенной для стоянки многочисленных пассажирских авиалайнеров, сегодня проводят автогонки, а здание аэровокзала разобрали. Здесь показан процесс разборки по состоянию на апрель 2016-го, сейчас работы уже завершились. На очереди, по-видимому, примыкавший к терминалу некогда роскошный отель Chateau Aeroport-Mirabel.
Аэропорты остаются пустовать
Некоторые аэропорты остаются брошенными и постепенно ветшают не в штатном режиме — потому что пассажиры и самолеты по расписанию переехали на новое место, — а из-за того, что аэропорт оказался в образовавшейся по той или иной причине зоне отчуждения. К примеру, если произошло природное бедствие (как извержение вулкана на карибском острове Монсеррат в 1995-м, погубившее Международный аэропорт имени У. Г. Брамбла: его завалило пеплом). Но, пожалуй, самый известный случай такого рода — Международный аэропорт Никосии на Кипре. Во время турецкого вторжения на остров в 1974-м аэродром подвергся обстрелу, а здание терминала было покинуто и остается таковым по сей день, так как находится в буферной зоне, как и курорт Вароша, хотя частично некоторые постройки аэропорта использует миротворческая миссия ООН.
Есть и другой вариант, почему готовый к приему и отправлению грузов и пассажиров аэропорт может оказаться пустым на много лет, причем так и не приняв ни одного рейса: колоссальные технические проблемы. Именно они привели к тому, что новейший терминал аэропорта Берлин-Бранденбург уже 8 лет стоит пустым. В 2011 году там даже провели испытания всех систем с участием 12 000 волонтеров, включая специально доставленных в Берлин пассажиров, а авиакомпании, власти города и авиадиспетчеры приготовились было к переезду из аэропорта Тегель (за одну ночь! — сам по себе переезд был уникальной операцией; вернее, был бы). Но случилось непредвиденное: техническая комиссия отказалась удостоверить, что аэропортом можно безопасно пользоваться. Все началось с системы пожаротушения, но постепенно список технических проблем увеличился примерно до размеров летного поля, стоимость строительства, включая переделки и доработки, оценивается в районе 10 млрд евро (при изначальной оценке бюджета строительства в 2,83 млрд) и конца им не видно: нет никакой уверенности, что аэропорт откроется хотя бы в 2021 году. Хотелось бы верить, что однажды там появятся пассажиры.
Иногда люди возвращаются
В 1962-м году в Международном аэропорту Нью-Йорка, сегодня названном в честь президента США Джона Ф. Кеннеди, или просто JFK, а тогда известном как Айдлуайлд (Idlewild), открылся новый терминал — Trans World Flight Center; со временем он получил название Терминал 5. Здание стало символом 1960-х — эпохи расцвета реактивной авиации и покорения космоса — образцом футуристического стиля в архитектуре и одним из самых известных аэровокзалов в мире. Для авиакомпании TWA Airlines (той самой, которой на протяжении нескольких десятилетий руководил легендарный Говард Хьюз) его построил уже упоминавшийся выше Ээро Сааринен. Архитектор создал не только удивительно красивое здание, но и передовую на тот момент конструкцию: железобетонное перекрытие-оболочку. Также вместе со своими коллегами Сааринен разработал единый подход к дизайну и организации пространства терминала, от входа до посадки в самолет. Все это было революцией для своего времени. Новаторским было и техническое оснащение терминала: здесь чуть ли не впервые в аэропортостроении применили крытые телетрапы, видеонаблюдение внутри здания, систему голосового оповещения, перекидное табло с расписанием рейсов. Впрочем, со временем здание, даже получив несколько пристроек, перестало удовлетворять современным требованиям к эффективности и безопасности авиаперевозок и постепенно вышло из употребления. Снести его, как соседний, тоже примечательный 6-й терминал, не решились, но долго не знали, что с ним делать. Наконец, 15 мая этого года там открылся отель: спешите бронировать номер.
Интерьер отеля максимально приближен к оригиналу, разработанному Саариненом и его коллегами, и решен в духе 1960-х (восстановили даже оригинальное перекидное табло!). К услугам постояльцев коктейль-бар, в который превратили авиалайнер Lockheed L-1649 Starliner (см. галерею), составлявший некогда основу флота TWA, несколько ресторанов, музей истории авиации, бассейн, а также около 500 номеров, некоторые с видом на поле JFK. А чтобы шум от работы раскинувшегося вокруг одного из крупнейших в мире аэропортов не мешал постояльцам, окна в номерах выполнены из рекордно толстого звукоизолирующего стекла.