В последнее время в новостях регулярно появляются сообщения о насилии педагогов над учениками. Они приходят со всей страны: одна учительница била детей, другая привлекла для этого старшеклассника, третья орала на учеников благим матом и оскорбляла их...
Список можно продолжать долго.
Почему так получается? Почему вместо уравновешенных, мудрых, спокойных, терпеливых преподавателей в классах с детьми оказываются озлобленные, издерганные, агрессивные люди?
И почему мне совсем не хочется осуждать их? Наоборот, возникает желание защитить и оправдать.
Бывает такое стечение разного рода обстоятельств, когда в совокупности они дают взрывоопасный эффект. Именно в точке стечения этих обстоятельств сегодня оказался российский учитель.
С одной стороны, его прессует руководство школы, которое, в свою очередь, находится под постоянным давлением местных департаментов и управлений образования. Учитель находится в самом низу этой «пищевой цепочки» и является практически бесправным. Любое свое недовольство педагогом директор имеет право моментально трансформировать в снижение зарплаты, которая, как всем известно, и без того в большинстве случаев оставляет желать лучшего.
С другой — он вынужден постоянно подстраиваться под школьников и их родителей. Сегодня сложилось так, что практически в любом конфликте «учитель-ученик» родители, общество (а чаще всего и руководство школы) поддерживает ученика. Дети об этом прекрасно знают и не считают нужным церемониться с педагогами. Да, некоторые из учителей (немногие, увы!) способны несмотря ни на что завоевать авторитет среди школьников. Но большинству все же необходимо, чтобы авторитет у учителя имелся изначально, по определению — как это было раньше. Но прежнее, возможно, чрезмерное «учитель всегда прав» в наши дни превратилось в еще более пагубное «учитель всегда неправ».
Находясь между этими молотом и наковальней, среднестатистический учитель испытывает постоянный и очень сильный стресс. А ведь его работа и без того является тяжелой и требующей существенного напряжения нервной системы. Такое непрерывное пребывание в стрессовой ситуации не может не сказаться на состоянии человека. Мы с пониманием относимся, например, к молодым матерям, жалующимся на измотанность постоянным времяпровождением с орущим младенцем, но непреклонно суровы у отношении учителя, пребывающего, на мой взгляд, в гораздо более жестком положении.
Для учителя мы находим лишь слова нравоучения, вроде «если нет призвания, надо уходить из школы»... Господа, призвание — это не медицинский термин. А постоянный стресс — именно медицинский, и никакое призвание не способно победить его последствия.
Поэтому не стоит удивляться, когда Марьванна срывается и начинает вопить и лупить детей указкой. Она просто не может сдержаться — даже если потом будет раскаиваться и корить себя. И ничего не изменится, пока все мы, и особенно высокие чины в сфере образования не изменят своего отношения к учителю.