Только к одному чувству я отношусь серьёзно — отчаянию.
Райнер Вернер Фассбиндер
устами своего персонажа в фильме
«Осторожно, святая шлюха!»
Сегодня исполнилось бы 77 лет одному из моих самых любимых режиссёров…
Фото: kultur-online.net
Это был гений, живший в сумасшедшем ритме. Режиссёр, актёр, сценарист, драматург, продюсер… Пивший, куривший, употреблявший наркотики, спавший с партнёрами обоих полов (предпочитая всё-таки мужчин) и при этом работавший как проклятый. Особенно в ранний период творчества (после прихода в кино), когда он снимал по несколько фильмов в год.
Ему были подвластны почти все жанры: и вестерн («Уайти»), и комедия («Сатанинское зелье»), и научная фантастика («Мир на проводе»), и криминальная драма («Любовь холоднее смерти»), и драма любовно-социальная («Страх съедает душу»)… Немного жаль, что Фассбиндер не снял ни одной хоррор-ленты. Думаю, как и всё остальное, они бы получились у него просто великолепными.
Райнер Вернер Фассбиндер ушёл из жизни через 10 дней после своего 37-го дня рождения. Не выдержало сердце, остановившись после приёма убойного «коктейля» из алкоголя, снотворного и наркотиков. Последний шедевр Фассбиндера «Керель» — экранизация романа Жана Жене «Керель из Бреста» — вышел уже после смерти режиссёра. Учитывая то, как он жил, можно даже удивиться тому, что он дожил до 37 лет…
Фассбиндер — гений мистический. Он предчувствовал свой ранний уход. В документальном фильме «Фассбиндер — договор с Дьяволом», вышедшем через 10 лет после смерти режиссёра, есть эпизод, в котором Ханна Шигулла (одна из ведущих актрис фассбиндеровской труппы) вспоминает: «Он говорил мне — ты и Кавен [Ингрид Кавен — ещё одна актриса Фассбиндера, на которой он даже был женат с 1970 по 1972 год] состаритесь, у вас будут трястись поджилки, а меня давно уже не будет». Так и произошло: Ханна Шигулла и Ингрид Кавен живы до сих пор, а Фассбиндер ушёл сорок лет назад…
В том же документальном фильме о Фассбиндере вспоминал продюсер, работавший с ним, если не изменяет память, для баварского телевидения ZDF. Он характеризовал Фассбиндера как гения «разорванного», «противоречивого», с которым порой было сложно, но при этом в итоге всё получалось.
Таким он и был — разорванным, противоречивым, нестабильным, «рок-звездой в мире кинематографа», по меткому выражению не помню кого. Один из самых ярких интеллектуалов Германии второй половины прошедшего столетия.
В фассбиндеровских фильмах все компоненты: актёрская игра, режиссёрская работа, музыка, построение кадра, монтаж, — переплетаются в удивительной эстетической гармонии. Наверное, их красота открывается не каждому, но если открывается, то доставляет истинному киноману одно из самых ярких наслаждений.
Светлая память великому немецкому гению.
Дмитрий Манченков